Пример схемы организационного проектирования

Одной из базовых проблем в организационных изменениях является оценка правильности выбранного направления и соответственно оценка степени эффективности организационной структуры. Оценку действенности запланированных организационных изменений необходимо постоянно отслеживать в части достижения критериев эффективности проводимых изменений. Для этого, прежде всего, необходимо провести декомпозицию глобальной целевой функции, разбив ее на частные цели, в том числе учесть цели активных элементов, на базе которых установить оценочные стандарты выявления отклонения и проведения необходимых корректировок. В качестве оценочных показателей организационных изменений можно рекомендовать следующие: В данном вопросе существует еще ряд проблем, связанных с оценкой эффективности отдельных элементов структуры, вытекающих из недостаточной формализации возможностей количественно оценить параметры нового состояния организации например, в области организационной культуры и структурных мероприятий , недостаточной обоснованности причинно-следственных связей между уровнем эффективности системы и принимаемыми организационными изменениями. Однако, несмотря на отсутствие четких доказательств эффективности организационных перемен, ясно, что предприятие, которое не осуществляет адаптивных мероприятий путем реорганизации производственной и организационной структуры, ставит под удар свою способность к выживанию на рынке и утрату темпов при формировании преимуществ в конкурентной борьбе. Правильное соотношение полномочий и ответственности, четкая регламентация деятельности активных элементов — руководителей и исполнителей — есть непременное условие эффективного развития организаций. При проектировании системы управления имеется ряд особенностей, которые вызывают значительные трудности решения данной задачи: Статичность системы управления, определяемая формой организационной структуры, состоящей из взаимосвязанных между собой элементов.

Бизнес-аналитик (бизнес-процессы и организационное проектирование)

Место в организации Место в системе управления Степень участия в этапах проектирования и развития системы управления схематически отображено ниже. Проектирование На этапе проектирования происходит построение модели работы с возможностью проверка модели на оптимальность, определение основных требований к другим подсистемам организации. Решения задач данного этапа реализовано в следующими возможностями: Формализация стратегии Создание системы целей и показатель, использование методики сбалансированной системы показателей.

Проектирование бизнес-процессов Создание бизнес-модели комплексной или фрагментарной. Используется 4 вида нотации.

Проектирование бизнес-процессов и их анализ. Business Передача схем процессов в BPM-системы, интеграция с Directum Организационная структура.

Стандартизация выпуска результатов труда ; Стандартизация навыков. Путем сочетания данных механизмов координации могут формироваться различные формы распределения власти внутри организации от вертикально-горизонтальной интеграции власть сосредоточена в одних руках до вертикально-горизонтальной децентрализации властью наделен каждый. Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации. При этом Минцберг отмечает, что структура должна фундаментально соответствовать организационной ситуации — размеру организации, ее возрасту, темпам развития, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе, методам производства продуктов и услуг.

То есть, ситуационные факторы, к которым относятся, с одной стороны, окружение и ценности организации, а с другой стороны, - характер труда и способы его реализации бизнес - процессы , определяют подбор элементов дизайна организационной структуры. Таким образом, мы вновь приходим к выводу о том, что спроектировать эффективную организационную структуру невозможно без определения ценностей компании и рассмотрения бизнес процессов. Проектирование бизнес-процессов нельзя проводить вне их связи со структурой, а структуру нельзя проектировать и улучшать без рассмотрения бизнес - процессов.

Причем сущность структур и процессов определяется ценностями организации. Консультанты выработали свой подход к формированию эффективной организационной структуры, результативность которого подтверждена многолетней практикой. Эффективная организационная структура формируется постепенно, по мере рассмотрения бизнес—процессов организации и их реинжиниринга.

Проектирование организационных систем для бизнес-процессов Глава 9. Проектирование организационных систем для бизнес-процессов Печать Экономисты привыкли мыслить такими категориями, как хозяйствен-ная деятельность и хозяйствующий субъект, понимая под последним организацию, то есть форму коллективной целесообразной деятельности индивидуумов. В то же время, мы традиционно признаем за организацией наличие своеобразного"нового качества", выражающегося в разотождествлении самой организации от людей, ее составляющих, и осознании ее как новой самостоятельной сущности, природа которой кроется в понимании сущности синергии элементов построенной структуры.

Проектирование организационных систем для бизнес-процессов. Для бизнес-процессов, связанных с международными операциями, формируются .

Срок публикации - от 1 месяца. Проблема организационной структуры до сих пор находится в центре внимания менеджеров, хотя зачастую причины неэффективности управления компаниями гораздо шире. Долгое время основным инструментом практического построения рациональных организационных структур были их эмпирические обоснования по аналогам, здравому смыслу и т. Однако со второй половины века, когда под влиянием возросшей и усложнившейся конкуренции стала понятна необходимость рассмотрения организации как открытой системы, выявилась и их ограниченность как практически полезного инструмента.

Первая связывалась со способностью организации достичь установленных целей бизнеса и адаптироваться к появлению новых возможностей и угроз; вторая — с достижением внутренней гармонии в аппарате управления во многих случаях по Файолю , дополняемой его способностью выявлять и продвигать таланты, обеспечивать четкие и эффективные процессы принятия решений и, в особенности, создавать условия для инновационного развития.

Однако и это не давало универсальных и понятных рецептов формирования оргструктур. В методологии же все еще доминировала парадигма универсализма — идея поиска оптимальной организационной формы и наилучшего метода модели ее построения, хотя сама эта форма эволюционировала от механистической, бюрократической к органической, постбюрократической, построенной на человеческих отношениях. Универсализм переместился от рациональности к гуманизации деловых организаций, в которой якобы таился ключ к обеспечению их эффективности [3].

На практике же наблюдались эффективные оргструктуры а точнее организационные модели самых разных типов и конфигураций: Стала понятна важность того, на каком этапе жизненного цикла находится конкретная организация, как на нее влияет деловая культура национальная и корпоративная. Стратегия в контексте ситуации В последней четверти ХХ века с универсализмом было покончено, осознана необходимость вариативности в рассмотрении организации теперь уже как открытой системы, где внешняя среда грубо говоря, рынок приобретает важнейшее значение как для бизнеса в целом, так и для отдельных организаций и для их структур [5].

Связующим звеном между организацией и внешней средой стала стратегия, а в центре последней — решение вопроса о том, как деловая организация добивается успеха в конкуренции. Теперь уже классикой стало не просто выполнение неких принципов управления, а достижение согласованности стратегии и структуры или, что более правильно, организационного контекста, с одной стороны, и комплекса организационных характеристик с другой.

Организационное проектирование

Изменения в оргструктурах Организационные структуры управления постоянно развиваются и совершенствуются. Процесс перехода от одной структуры к другой получил название проектирование организационных структур управления. Он включает следующие основные этапы. В ходе его проведения необходимо получить ответы на следующие вопросы: В какой мере действующая структура отвечает целям и задачам, стоящим перед предприятием?

В основе рационализации организационных систем лежат понятия проектирования си- Если же говорить об организациях, основанных на бизнес- процессах, то формой организационного проектирования для них становятся.

Для определения степени диффе-реьщиации в организации Лоуренс Н, и Лорш , предложили использовать четыре параметра; — определенность в целях или задачах; — структуру формальная или гибкая ; — уровень взаимодействия межличностные и межгрупповые связи и кооперация ; — временные границы обратной связи. А, и Короткой Э, М, выделяют три этапа процесса проектирования организации1.

Первый этап — анализ действующей организационной структуры, который призван установить, и какой мере она соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т е, насколько она рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев. К оценочным критериям обычно относят принципы управления. В результате анализа выявляются недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности управления Второй этап - проектирование организационных структур В процессе проектирования организационных пруктур управления организацией, как прани.

Оно включает в себя формулиронку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение включая численность работающих , разработку регламентирующих форм, методов, процессов, которые осуществляются в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать в три стадии2.

Первая стадия - формиро ванне общей структурной схемы аппарата упранления-во всех случаях имеет принципиальное значение, Поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, ни которым должно быть осуществлено? Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории , на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Возможности

Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности в т. Теоретические концепции развития и обоснование промышленных организационных систем. Система, типология, классификация промышленных организационных систем. Современное состояние процесса структурных преобразований промышленности России.

Понятие проектирования организационных систем. Основные методы . организации; бизнес-процессы, организационная культура и др.).

Методологические принципы проектирования промышленных организацион ных систем 91 2. Процесс формирования промышленных организационных систем, ориентиро ванных на бизнес - процессы 2. Проблемы оценки управляемости организационных систем 3. Система показателей и индикаторов, характеризующих, эффективность процес са функционирования системы 3. Методика оценки возможностей и направлений развития промышленных орга низационных систем ГЛАВА 4.

Важнейшей задачей текущего этапа рыночных преобразований в России является концентрация усилий науки и практики на решении коренной задачи — обеспечения устойчивого экономического роста в реальном секторе. С начала х гг. После года российская промышленность получила ощутимые конкурентные преимущества, связанные с девальвацией рубля, которые были исчерпаны к концу года. Стало очевидно, что дальнейшее развитие возможно только на основе повышения эффективности производства и роста производительности, иной организации труда и управления, то есть факторов микросреды конкретных промышленных предприятий.

Таким образом, вследствие своей особой роли промышленные предприятия выступают важным звеном в системе народного хозяйства, которое призвано оказывать долговременное, все возрастающее воздействие на динамичное преобразование экономики. В условиях освоения и совершенствования рыночных отношений в нашей стране осуществляются непрерывный поиск и использование наиболее эффективных форм и методов организации и управления их деятельностью.

Развитие бизнес-корпораций методами организационного проектирования

Корпоративность обеспечивается организационной формой ведения деятельности. Последняя в свою очередь определяется типом правовых отношений с государством, разграничением ресурсов организации от внешней среды и формированием устойчивых организационных отношений внутри: Далее мы будем рассматривать организации, обладающие перечисленными свойствами. Подходы к развитию организаций Подходы к развитию организаций можно выделить в три класса. Гуманитарные подходы рассматривают организацию как социальный организм.

Из представленных на текущий момент можно назвать организационно-деятельностные игры, коучинг, коллективные формы организации труда на основе концепции рабочих команд, эволюционные подходы.

норма управленческой системы, тем вникать во все особенности процессов Организационная форма ведения бизнес-организации.

Издание пятое переработанное - год Консалтинговая компания БИТЕК Бизнес-инжиниринговые технологии , оказывающая в течение более чем десяти лет услуги по управленческому консультированию, бизнес-обучению, разработке и внедрению современных технологий управления представляет Вашему вниманию пятое переработанное издание практического руководства по организационному проектированию"Секреты успешных предприятий: Авторы книги решили акцентировать свое внимание не на том, что такое процессный подход, а на том, как планомерно, шаг за шагом, эффективно применять его на практике.

Другими словами, данное издание - практическое руководство по построению эффективной и конкурентоспособной организации на основе совершенствования ее бизнес-процессов и организационной структуры. Книга написана просто и ясно, что делает ее доступной для широкого круга читателей, и содержит большое количество пояснительных рисунков.

Книга станет полезным и эффективным инструментом для тех руководителей и специалистов, которые заинтересованы и принимают активное участие в совершенствовании деятельности своей организации. Авторы Ковалев Сергей Михайлович - с г. Основатель и руководитель консалтинговой компании БИТЕК Бизнес-инжиниринговые технологии , занимающейся управленческим консультированием, бизнес-обучением, разработкой и внедрением программных продуктов.

Автор публикаций и семинаров-практикумов по темам стратегического управления, управления бизнес-процессами и организационного проектирования. Автор-разработчик системы бизнес-моделирования, регламентации и управления эффективностью Бизнес-инженер. Автор публикаций и семинаров-практикумов по темам: Важна связь стратегия - бизнес-процессы - организационная структура. Книга является практическим руководством.

Лекция 7: Проектирование организационных структур