Дидактические игры в детском саду своими руками. Игры, игрушки и пособия своими руками. Что за предмет

катя шляхина

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют :

Развитию познавательных и умственных способностей детей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения , делать умозаключения.

- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

В своей работе я широко использую дидактические игры , которые создаю своими руками . Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них :

1Игра : "Бабушкин дворик".

Цель : способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.

Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.


2 ИГРА "Развивалочка".

Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.



3 ИГРА "Математическое табло".

Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры , как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.

Цель : Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой .




4 Игра ""Колючки для ежей".

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.



5 Игра "Накорми животных"

Развивающая игра на прищепках "накорми животных".Материал :прищепки;распечатанные картинки с интернета животных и их корм. Животных вырезаем и приклеиваем к прищепкам, на круг приклеиваем корм. Эта игра закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.


6 ИГРА "Угадай что внутри".

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.



7 ИГРА "Собери матрешки".

Цель :Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.



8 Игра "Геометрическое лото для маленьких"

Цель :

Развивать логическое мышление у детей.

Задачи :

Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике.

Формировать умение выделять основные признаки фигур : цвет, форма, величина.

Формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур по образцу.



Публикации по теме:

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и МАААМОВЦЫ! Хочу вам показать какие дидактические игры по развитию сенсорных способностей в нашей первой.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.

Дидактическое пособие по развитию речи «Звуковые часы» Описание: Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковые часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя пособие можно решать ряд задач: закреплять правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух, подбирать слова близкие по звучанию, определять наличие заданного звука в слове и другие. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Цель. Воспитание звуковой культуры речи. Игровой материал. 1. Рисуем циферблат часов, разделённый на две половины (желтого и зелёного цвета). По краю циферблата в верхней и нижней частях приклеиваем одинаковое количество кругов (по пять). Ламинируем прозрачной самоклейкой. 2. В центре макета прикрепляем двойную стрелку. При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек. 3. Затем часы фиксируем на картонную основу. 4. Подбираем предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах). Игра «Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает на столе и сообщает детям: - Сегодня мы будем играть в игру «Найди пару». Наши часы поделены на две части. В верхней части размещены картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а другая - на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку, которая звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка. Взрослый указывает стрелкой на картинку, ребёнок проговаривает это слово и подбирает сходное по звучанию из предложенных картинок. (Мишка – миска, коза – коса ….) Игра «Подружи картинки» Цель: автоматизировать звук Ш, развивать логическое мышление. Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. - Сегодня мы подружим картинки из верхней и из нижней части часов. Называйте картинку и подбирайте для неё пару, например, «Шиповник и шмель». Дети проговаривают словосочетания, выделяя звук Ш. Шиповник и шмель. Бабушка и дедушка. Лягушка и камыши. Клюшка и шайба. Мышка и кошка. Игра «Назови первый звук» Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове. Закрепить знания о диких животных Взрослый раскладывает в верхней части часов картинки с изображением диких животных. - Как можно назвать всех, кто находиться на жёлтой половинке? (дикие животные). - Назовите все картинки, выделяя первый звук в слове. Подберите букву, обозначающую этот звук, и поместите в пустой кружок, на который указывает стрелочка. Игра «Назови гласный звук» Цель: учить детей выделять гласный звук из состава слова. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки: кит, жук, дом, мак, мышь. Символы гласных звуков размещает в боковых кармашках. Затем называет слова, выделяя голосом гласный звук. Дети определяют на слух наличие того или иного звука, находят соответствующий символ и вставляют в кармашек напротив картинки. Игра «Назови последний звук» Цель: упражнять детей в выделении последнего звука в слове. Взрослый помещает в верхнюю часть часов картинки. Остальные картинки раскладывает в боковые кармашки и сообщает детям: - Сейчас я буду называть картинки, а вы слушайте внимательно и называйте только последний звук в слове. - «Ракета» - какой последний звук? Звук А. - Найдите картинку на этот звук. - Поместите картинку в кармашек, куда указывает стрелочка. Затем дети самостоятельно называют предмет, определяет последний звук и подбирают картинку. Затем часы фиксируем на картонную основу. Подбираем предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на часах).

1. Фото развивающего пособия, сделанного своими руками.



2. Описание алгоритма изготовления пособия.

Вы должны написать:

- материалы: коробка из-под часов, от зубной пасты, 2 палочки от флажков, самоклеющаяся бумага разных цветов, скотч, ножницы, серия сюжетных картинок, 2 картинки с надписью с названием фильма «Однажды в Простоквашино» и «Конец».

- последовательность выполнения: коробки от часов и зубной пасты обклеиваем самоклеющейся бумагой. Приклеиваем имитацию кнопок, как на телевизоре и пульте. Склеиваем между собой серию картинок в правильной последовательности, в начале приклеиваем название фильма «Однажды в Простоквашино», последний файл «конец». Делаем прорези для палочек от флажков. Край первого листа с названием фильма, вставляем внутрь коробки и закрепляем с помощью скотча на левой палочке. Скручиваем все листы (фильм) на левую палочку, край последнего листа закрепляем на правой палочке скотчем. Закрываем коробку. Развивающее пособие по развитию речи «Телевизор» готово к использованию.

3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.

Пособие можно использовать с целью развития связной речи детей, обогащения словаря, для формирования навыков речевого общения, в процессе обучения составлению рассказа по картинкам. При использования данного пособия развивается речевой слух и выразительность речи.

4. Вариант использования пособия.

Фрагмент занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Однажды в Простоквашино»

Цель: способствовать формированию связной устной речи и навыкам речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

1. Закреплять умение говорить связно, правильно строить предложения, составлять рассказ по серии картинок.

2. Развивать речевой слух, выразительности речи- интонация, ударение; формировать представление о разных типах текста.

3. Воспитывать отзывчивость, сострадание, желание помочь ближнему.

Ход проведения:

Входит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: День добрый! Это детский сад?

Печкин: Меня просили передать вам конверт из Простоквашино.

Воспитатель: Спасибо вам, дорогой Печкин.

Печкин: Ну, я пошёл, а то меня в Простоквашино ждут.

Воспитатель: Ребята, какое-то странное письмо.. в конверте картинки, но что-то в них не так (картинки лежат с нарушением последовательности). В конверте есть еще и письмо для нас. (читает)

«Дорогие ребята, со мной, Дядей Фёдором, и моим псом Шариком произошла интересная история. Я хотел бы сделать фильм и рассказать о ней Матроскину, который уехал в гости к Филе и Степашке. Но я не умею делать фильмы. Помогите мне, пожалуйста.»

Воспитатель: Поможем?

Дети выкладывают картинки в правильной последовательности. Склеивают их. Вставляют в телевизор.

Воспитатель: Мы помогли Дяде Фёдору. У нас получился настоящий фильм, но его надо озвучить (дети предлагают свои варианты озвучки фильма, т.е. составляют рассказы по серии картинок).

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

«Один - много»

по русским народным сказкам

Подготовила воспитатель:

Калинина И.А.

Дидактическое пособие разработано для усвоения и дифференциации формы единственного и множественного числа существительных именительного падежа дошкольниками в игровой форме.

ХОД ИГРЫ:

Ребёнку предлагают самостоятельно разложить карточки – картинки.

Условие: возле домика с одним кругом надо положить один предмет, а возле домика, где несколько кругов, таких же предметов должно быть много.

После выполнения задания, ребёнок правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Это пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!

Учить ребенка рассказывать - значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа "Времена года" поможет реализации сразу 4 задач:

1. обогащение словаря ребенка

2. развитие связной речи

3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания) .

4. формирование пространственно-временных представлений.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Дидактическое пособие

Подготовила воспитатель:

Калинина И.А.

Пальчиковый театр своими руками

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Формировать умение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Пальчиковый театр - это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.

Вязаный пальчиковый театр

Персонажи театра, вязаные пальчиковые куклы, придут на помощь при развитии подвижности пальчиков рук, помогут сыграть выразительный говорок персонажей и обучат устраивать домашние представления. Это так объединяет семью. Игру можно использовать, чтобы развлечь ребенка в очереди поликлиники, отвлечь его от переживаний, чтобы обучить его счету и чтению.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Театр на фланелеграфе

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.

Дидактическая игра «Барон Мюнхгаузен»

Цель: формировать навык образования имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Пособие представляет собой карту размером 30x20 см с изображением барона Мюнхгаузена, летящего в облаках на пушечном ядре, и набор предметных картинок размером 10x10 см.
Логопед. Дети, посмотрите на карту с изображением барона Мюнхгаузена. Храбрый барон, как известно, летал на пушечном ядре высоко в небе. Сверху ему все казалось очень маленьким. Он смотрел на все сверху вниз и удивлялся: «Какое же отсюда все крошечное! Маленькие
домики, деревца, человечки». Сейчас я буду показывать картинки, а вы скажете, что на них нарисовано, а потом назовете их так, как про них сказал бы Мюнхгаузен, если бы увидел сверху. Например, дом. Как про него скажет Мюнхгаузен?
Дети. Домик.
При затруднении логопед оказывает детям помощь в виде наводящих вопросов.
Предъявляя картинку, логопед спрашивает: «Что это?» Дети отвечают (допустимы односложные ответы). Затем логопед прикрепляет картинку на карту с Мюнхгаузеном.
Логопед. А как барон Мюнхгаузен скажет, увидев это сверху маленьким?
(Применяется сопряженное и отраженное проговаривание.)

По сюжетным картинкам (изображенные ниже 10х15) можно составлять описательные рассказы, используя существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например:

Где пролетал Барон Мюнхгаузен? Что он видел? Или кого видел?

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ «Кто что ест?».

Главная цель использования прищепок в игре - это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.

Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

Знакомим малыша с прищепками, показываем и рассказываем, где мама их использует в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее.
Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры.

Оборудование: круг, 12 картинок с едой; 12 картинок животных на прищепках, стихи о животных.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРАХ С ПРИЩЕПКАМИ

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, речевой практики.

Для игры я вырезала несколько фигурок из цветного картона. На эти фигурки мы потом будем крепить прищепки разных цветов. В процессе игры можно разучивать с детьми и цвета, и стихотворения о данных объектах.

СОЛНЫШКО

(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)

Солнышко утром
Рано встаёт.
Лучики тянет -

Тепло нам даёт
.

ТУЧКА И ДОЖДЬ

(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)

Тучка по небу гуляла -
Все дождинки растеряла.

ЁЛОЧКА

(На треугольную фигуру зелёного цвета крепим прищепки такого же цвета - это еловые ветки)

Ёлочка наша вдруг загрустила,
Лапы еловые вниз опустила.

ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА

(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

Урожай мы собирали
И ботву всю оборвали.
Мы листочки прикрепляем -

Сразу об овощи узнаем.

ЁЖИК

Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.

Ещё можно поиграть с этими прищепками в игру «Чего не хватает?» Например: У цветка лепестков, у зайца ушей и хвоста, у моркови ботвы; затем спрашиваем ребенка: сколько лепестков у цветка? Какого они цвета?

Дидактическая игра «Почтальон».

Цель: формировать навык употребления имен существительных в родительном, дательном и именительном падежах. Развивать связную речь детей.
Пособие представляет собой вырезанное по контуру изображение почтальона с сумкой и конвертом в руках, набор открыток, изображения животных и птиц (количество карточек и лексический материал определяются логопедом в зависимости от уровня речевого развития детей). Карточки - имитация конвертов с изображением животного или птицы, означают адресата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).
Письмо
корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке

от улитки.
Логопед. Лесной почтальон попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть картинки и говорить, кому оно и от кого.
При затруднении логопед оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока почтальон не разнесет все «письма» и открытки.



По открыткам можно составлять предложения, рассказы; задавать ребенку наводящие вопросы по теме открытки. Например: Кто на ней изображен? Для кого цветы? Какой праздник скоро будем отмечать? И т.п.