SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Легкий многоцелевой бронетранспортер

Разведывательная машина M3 (англ. Scout Car M3)

Бронетранспортер разработан в 1939 г. на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.

Бронетранспортер , как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. "Скаут Кар" имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили . Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 - 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.

К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто «скаут», часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.

Дебют «скаута» состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Следующей модификацией «скаута», принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией «скаута» М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию «скаутов» приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера - МЗА1. Его и запустили в большую серию.

По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).

Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет «максим». В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.

С 1942 года «скауты» стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять «скаутов» в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном «скауте» перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.

«Скауты» поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск «Свободной Франции», польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях «скауты» довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре «скаута» для их перевозки.

И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины . Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

«Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса - 6-8, а мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях «скауты» служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.

В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена.
Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.

На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40.
В США «скауты» сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали «скауты» Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран.
В 1947 - 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде «скауты» принимали активное участие в боевых действиях.


(англ. Scout Car M3).

Бронетранспортер разработан в 1939 году на базе стандартного грузового автомобиля и предназначался для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Он имел полностью бронированный открытый сверху корпус, в передней части которого находился двигатель, а за ним размещались отделение управления и отделение десанта.

Бронетранспортер, как правило, вооружался 12,7-мм пулеметом, установленным над отделением управления, а также 2-3-мя 7,62-мм пулеметами, установленными на бортах. Для обеспечения самовытаскивания часть машин снабжалась лебедкой, монтируемой перед двигателем. Для повышения надежности ходовой части использовались колеса с усиленными многослойными шинами с противопульным наполнителем. "Скаут Кар" имели очень высокую скорость по дороге (до 90 км/ч), но ограниченную подвижность на пересеченной местности и не могли обеспечить должную мобильность моторизованной пехоте. По этой причине они не получили широкого применения в армии США, но в больших количествах поставлялись армиям Англии и Канады. Всего было изготовлено около 21 тыс. таких машин.

В период между двумя мировыми войнами во всех странах, располагавших бронетанковыми силами, ведение разведки в интересах этих сил возлагалось на легкие бронеавтомобили. Однако реальное выполнение этой задачи было не простым делом. Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 - 3 человек, у каждого из которых имелись свои функциональные обязанности внутри машины, поэтому вести разведку в отрыве от броневика было практически невозможно. Последнее обстоятельство делало успех всего предприятия близким к нулю.

К пониманию того, что броневая машина должна быть лишь средством доставки и эвакуации разведгруппы и при этом иметь возможность в случае надобности прикрыть ее огнем, первыми пришли американцы. Военный департамент США предъявлял к такой машине весьма жесткие, по меркам начала 1930-х годов, требования, включавшие в себя, помимо прочего, и привод на все колеса. В документации бронеавтомобиль именовался Scout Car (автомобиль-разведчик), а в обиходе, и тогда, и впоследствии, его называли просто "скаут", часто опуская официальный буквенно-цифровой индекс армии Соединенных Штатов.

Дебют "скаута" состоялся в 1933 году, когда фирма White Моtor Соmpany изготовила прототип бронеавтомобиля-разведчика Т7 (по существу - легкого бронетранспортера) с использованием шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика White indiana 4x4. После испытаний было принято решение о выпуске небольшой партии новых машин, получивших обозначение Scout Car в 1934 году, 76 единиц М1 поступили на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Ноксе (штат Кентукки). М1 оснащалась карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules I. рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. Открытый сверху корпус машины имел 12,7-мм лобовую, 7,62-мм кормовую и 6,35-мм бортовую броню, обеспечивавшую защиту от пуль и мелких осколков снарядов. Вооружение разведчика было очень мощным: два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Brawning М2 в передней части корпуса и два 7,62-мм Brawning М1919А4 по его бортам.

Следующей модификацией "скаута", принятой, как и предыдущая, в ограниченном количестве на вооружение армии США, стал М2. Прототип этой машины Т9 в 1935 году разработала фирма Соrbitt & Со, попытавшаяся потеснить White. В качестве базы по-прежнему использовалось шасси коммерческого грузовика, но на нем устанавливался 8-цилиндровый двигатель Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. Компоновка машины особых изменений не претерпела, а вот вооружение сократилось до двух пулеметов M1919A4 расположенных по бортам. Главным отличием варианта М2А1 стал рельс-шина, охватывавший по периметру весь броневой кузов. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы.

Еще одной версией "скаута" М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове машины в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы последний с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.
В 1935 году к проектированию "скаутов" приступила и фирма Маrmon Herrington из Индиана полиса. На суд военных был представлен бронетранспортер-разведчик А75SСА, аналогичный по своим характеристикам М2. Он оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью 85 л.с. и развивал скорость до 120 км/ч, однако американскую армию не заинтересовал. Чуть больше повезло другой машине - Т13, созданной на шасси коммерческого 1-т грузовика Ford-Marmon-Herrington: 38 единиц в 1937 году заказала Национальная гвардия.

Пока эти две фирмы соревновались между собой, White продолжала заниматься модернизацией М2А1. Бронетранспортер получил новый 5-литровый двигатель Hercules JXD мощностью 110 л.с. Подверглась изменениям и форма корпуса. В частности, броневой лист перед радиатором расположили под наклоном, что повысило его пулестойкость. В 1938 году эта машина была стандартизирована Военным департаментом США под обозначением МЗ, но производилась опять-таки в небольших количествах - за два года заводские цехи покинуло всего 64 единицы. Все они поступили на вооружение 13-го кавалерийского полка 7-й механизированной кавбригады. Исходя из положительного опыта их эксплуатации, командование армии США приняло решение об оснащении всех кавалерийских частей машинами подобного типа. Вскоре фирма White предложила военным усовершенствованный вариант этого бронетранспортера - МЗА1. Его и запустили в большую серию.

По сравнению с М3, новая машина имела удлиненный в кормовой части корпус. Ширина кузова была увеличена, она превышала наружный габарит задних колес. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в его кормовой стенке ликвидировали. В передней части корпуса, а точнее - перед нею, появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны.

Как и на М3, на М3А1 устанавливался карбюраторный 110-сильный двигатель Нercules JXD, который позволял боевой машине массой 5,624 т разгоняться на шоссе до максимальной скорости 88 км/ч. Запас хода по топливу (два бака по 57 л каждый под сиденьями водителя и командира) составлял 360 км.
Предпринимались попытки применения на М3А1 и другого типа двигателя: в частности, установка дизелей Вuda-Lanova и Неrcules мощностью 81 и 103 л.с. соответственно. Дизельная версия получила обозначение М3А2. Толщина брони корпуса М3А1 колебалась от 12,7-мм (лобовой лист кузова) до 6,35-мм (все остальные листы).

Два пулемета - 12,7-мм М2 и 7,62-мм М1919А4 -устанавливались на специальном рельсе с помощью подвижных станков М22, позволявших перемещать пулеметы по всему периметру кузова. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62-мм и 600 - 750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог устанавливаться 7,62-мм пулемет Вrawning М1917А1 с водяным охлаждением. В СССР на станок М22 иногда крепили пулемет "максим". В 1941 году заводские цехи фирмы White покинули первые М3А1, а до конца 1944 года, когда их производство прекратили, было выпущено 20 918 единиц.

С 1942 года "скауты" стали стандартным вооружением бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. С марта 1943 года в каждом бронекавалерийском взводе имелось 13 бронетранспортеров: три в группе командования (эти машины являлись одновременно тягачами 37-мм противотанковых пушек), один в разведывательной группе и девять "скаутов" в трех разведывательных секциях. Кроме того, их использовали в качестве санитарных и штабных машин. В санитарном "скауте" перевозили двух лежачих и трех сидячих раненых.

"Скауты" поставлялись почти всем союзникам США по антигитлеровской коалиции. Они состояли на вооружении войск "Свободной Франции", польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей. Что касается Британского Содружества Наций, первыми М3А1 получили канадские и австралийские части; английская же армия приняла их только в мае 1941 года. Использовались М3А1 в штабных подразделениях полков и бригад. Вскоре их стали применять в качестве санитарных и машин артиллерийских наблюдателей. В танковых и бронеавтомобильных частях "скауты" довольно долго несли службу как командирские и машины связи, оснащенные мощной радиостанцией. Однако вскоре каждый эскадрон в полках бронеавтомобилей получил по взводу стрелков и по четыре "скаута" для их перевозки.

И, наконец, начиная со второй половины 1944 года, большое количество М3А1 эксплуатировалось в мотопехотных батальонах британской армии. В СССР поступило (поставки начались в 1942 году) 3034 М3А1, которые в советских документах тех лет именовались как бронетранспортеры, бронемашины или полубронемашины. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных "скаутами", готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

"Скауты" стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной Армии. Использовались они так же, как и в войсках союзников, главным образом, в качестве разведывательных и штабных машин. Разведрота танковой или механизированной бригады имела 3-4 М3А1, разведбатальон корпуса - 6-8, а мотоциклетный полк армии - 13-16. Пожалуй, единственным их недостатком, упоминаемым в отчетах по боевому применению, можно назвать ненадежное буксирное устройство (в разведподразделениях "скауты" служили тягачами батареи 76-мм пушек ЗИС-3), а также снижение динамических характеристик при буксировке артсистем.

В качестве примера, иллюстрирующего боевую работу разведподразделений Красной Армии, можно привести описание действий 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года.

Южнее поселка Ленина в балке противник устроил засаду. Втянувшись в балку, колонна автомашин управления 28 гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий поселка. Выдвинувшиеся влево два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука приковали к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера М3А1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный автоматно-пулеметный огонь по противнику. В результате 30 гитлеровцев, видя безнадежное положение, побросали оружие и сдались в плен, остальная часть, находившаяся в балке (до 60 солдат и офицеров), была уничтожена. Только отдельные гитлеровцы численностью до 30 человек, засевшие в здании, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу по которой должна была двигаться колонна автомашин. Высланные вперед два бронетранспортера М3А1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив врага прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром засады противника.

На вооружении Советской Армии М3А1 состояли минимум до 1947 года. Без всякого сомнения, эта машина послужила непосредственным прототипом при создании советского легкого бронетранспортера БТР-40. В США "скауты" сняли с вооружения в октябре 1947 года, после чего началась их поставка за рубеж, главным образом, в Латинскую Америку. Значительное количество М3А1 после войны поступило во Францию, которая активно применяла их в ходе боевых действий в Индокитае и Алжире. Часть машин при этом была переоборудована в бронедрезины и использовалась для охраны железных дорог. Впоследствии французы передали "скауты" Южному Вьетнаму, Камбодже, Лаосу и ряду африканских стран. В 1947 - 1948 годах во время Войны за независимость в Израиле несколько приобретенных в Европе бронетранспортеров М3А1 переделали в бронеавтомобили. В мастерских Иерусалима их корпуса полностью закрыли сверху бронелистами и смонтировали вращающуюся башенку с немецким пулеметом МG 34. Второй МG 34 устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. В таком виде "скауты" принимали активное участие в боевых действиях.

The White M3 Scout Car

The White company has entered history for having literally put the US Army on wheels during WWII. It shared this wartime industrial task with Willys-Overland and its iconic . But while the latter was a true 4×4 car, the White vehicles were more classically-built, light armored trucks. If the M3 Scout Car, first conceived in 1937, shared a strong resemblance with the , it is no accident. Both were designed by the same bureau. All began in 1936, with a specification issued by the US Army Ordnance for a fast, light armored scout vehicle capable of towing the standard 37 mm (1.46 in) gun of the time.

The White Motor Company from Cleveland, which had good experience with trucks chassis, chose one of the sturdiest models it had as a basis, in order to have as much commonality with already existing vehicles as possible. They mounted larger wheels, which were more suitable for average to bad terrain. In consequence, the first T7 prototype was a compromise, with many civilian features. However, its cost was low, and due to well-proven technical parts, reliability was assured. After successful trials in front of the army, the military standard model was issued under the denomination of M3 Scout Car in 1938. Production began soon after.

Design and construction

Being based on a commercial truck chassis, the hull could sustain some armored weight. This consisted of face-hardened plates, ranging from 6.4 to 13 mm (0.25-0.51 in) on the later M3A1. This was deemed to be enough, as it could deflect infantry fire. Speed was also seen as active protection. Protection was well distributed around the hull. The radiator was shielded by opening armored shutters and the windshield was made of shatterproof glass. The latter could be covered by a 0.5 inch (12.7 mm) armored plate, which could be swung in place, with two vision slots. The hood could be opened from both sides, and the

The hood could be opened from both sides, and the frontwheels were covered by heavy sheet metal fenders, equipped with standard military taillights coupled with blackout lights. An ax, shovel and pick were mounted under the doors, themselves equipped with folded protective panels pierced with vision slots. The rear open-top compartment received 6 bucket seats. The forward compartment was also open-topped. A tarpaulin cover was provided in order to protect the men from bad weather.

The leaf-spring suspension and the four-speed manual constant-mesh transmission with one reverse speed and no disengagement were some of the features taken from White’s civilian truck. However, the vacuum-assisted brakes were new. The generous, three meter (9.84 ft) wheelbase was completed by a 1.67 m (5.48 ft) tread. The wheels were 220 mm wide, with military 12ply non-directional tires. The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.

The engine was also a standard White Hercule JXD 320 cu in L-Head, water-cooled inline six-cylinder, capable of delivering 82 kW (110), with a 6:5:1 compression ratio, and fed by a Zenith model 29 carburetor. The power-to-weight ratio was 19.4 bhp per ton. Fuel capacity was 110 l (30 US gallons), with the fuel tank under the driver’s seat. Road speed and endurance were good, but off-road capabilities soon revealed to be average at best. So, during its entire career, M3s were usually kept on roads. Only 64 units of the original M3 were produced, and all were given to the 7th Cavalry Brigade.

The M3A1

In 1940 came the much improved M3A1 main production variant. Several modifications were implemented. The hull was lengthened, and to prevent bogging down, an unditching roller was mounted in front of the bumper, which remained a trademark on all the White military vehicles afterward. As armament was also a concern, three machine guns were mounted on skate rails , one forward central heavy M2 50 cal (12.7 mm) and two 30 cals (7.62 mm) at the rear. They could all be fitted on tripods. A radio was fitted, either a SCR506, 508, or 510, with an antenna base at the center of the rear section. Production started in June 1939 and lasted until early 1944. Total figures differ, ranging from 20,856 to 20,918.

The M3A1 became the main road scout in the US Army, serving actively in the Philippines and North Africa. Many were delivered to the Allies, especially the Free French and Russians. However, by 1943 they were seen as obsolete. Critics pointed out the open top compartment, light armor not immune to machine-gun fire, and old-fashion rigid suspension which never allowed them to be fully all-terrain vehicles. Normal duties were rear area road patrols, convoy escort, screening, and, sometimes, advanced scouting parties. All served in various cavalry units throughout the war, but in mid-1942, many were relegated to supply and ambulance work, MP and rear echelon vehicles. By 1943, they had all been replaced by and M20 Utility Cars. However, some limited numbers saw action in Normandy and on some Pacific islands, but only for secondary duties.

The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945.

Video: M3 walkaround

Allied versions and variants

The M3A1E1 was fitted with a new local Buda-Lanova 78 bhp diesel engine, which allowed some increase in operational range. With some minor modification compared to the M3A1, the total production of this version reached 3340 (3034?). All of them were sent and modified in Russia, serving as reconnaissance cars and towing tractors for the ZIS 76 mm (3 in) field artillery. They soldiered well until 1947, and inspired later Soviet designs like the . Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. One of these was the personal command car of general Patton during this period, equipped with a loud speaker and hooter. The British made good use of the M3, but quickly learned its weaknesses. Polish, Belgian, Czechoslovakian and Free French forces also used it until 1945. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.

Other versions included the M3A1E2, which had an armored roof, and the M3A1 command car, widely used in North Africa and by the Allies, with improved side armor. The M3A1E3 was a unique prototype equipped with the 37 mm (1.46 in) AT gun, but never reached production.

After the war, US Army M3A1s were sent abroad in large quantities, mostly to South America, but also to many African and Asian post-colonial republics. The French deployed them during the Indochina and Algeria war, the last being retired well into the late sixties. They also served in the 1948 Arab-Israeli War. The last still in service by 1990 were found in the Dominican Republic regular forces in 1990, a testimony to their sturdiness and simplicity, despite a conception sixty years old.

Links

White Scout Car M3A1 specifications

Dimensions 5.6 x 2 x 2 m
18.37×6.56×6.56 ft
Total weight, battle ready 4 tons
Crew 1+7
Propulsion Hercules JXD 6cyl gasoline
5200cc, 110 hp – Zenith carburetor
Speed 55 mph (89 km/h) road
36 mph (50 km/h) off-road
Range 400 km at cruise speed
Armament M2 50 cal.(12.7 mm) machine-gun
2xCal.30 M1919A4 machine-guns
Armor From 6 to 13 mm (0.25-0.51 in)

A White M3A1 operating in Tunisia, November 1942, with an early combination of mounts, a central pod heavy 50 cal (12.7 mm) machine-gun, and two rear water-cooled Browning Model 1917A1s.


A British VIIIth Army M3A1 Scout Car in May 1942. These were widely used for a variety of missions, with some success, due to their great range, sturdiness and reliability even in these adverse conditions.


US Army M3, one of the few which were built in 1938. They had no unditching roller and a slightly smaller hull. They all belonged to the US 7th Cavalry Regiment “Garryowen”, used for scouting and screening missions throughout 1943-44 in the Pacific theater.


British Army M3A1 in Europe, June 1944. This unit served as a paratrooper transport and recovery vehicle.


Soviet M3A1E1 on the northern sector, March 1943. The White company provided more than 3000 of these modified versions through Lend-Lease, to be fitted with Buda-Danova diesels on site.

Gallery





  • For Hosting

  • Categories

    Select Category Argentinian armor (4) articles (7) AT weapons (10) WW2 Italian AT Weapon (1) WWI German AT Guns (2) Australian Armor (7) ww2 australian armor (6) WW2 Australian Armored Cars (2) WW2 Australian Tanks (4) Austrian armor (3) Belgian Armor (2) Bolivian Armor (2) Brazilian armor (4) Bulgarian Armour (1) Chilean Armor (1) China Pre-1950 (6) Chinese tanks (7) Chinese APCs IFVs (3) Chinese MBTs (2) Chinese Other Vehicles (2) Cold War American armour (29) Cold War American APCs (3) Cold War American Artillery Vehicles (3) Cold War American Engineering & Support (3) Cold War American Light Tanks (3) Cold War American MBTs (6) Cold War American Other Vehicles (10) M113 Prototypes (1) Cold War Belgium armor (2) Cold War British armour (16) Cold War British ATGM Vehicles (2) Cold War British MBTs (3) Cold War British Other Tanks (4) Cold War British Other Vehicles (4) Cold War British Wheeled Vehicles (3) Cold War Chinese Tanks (12) Chinese Cold War MBTs (7) Cold War Chinese APCs (3) Cold War Chinese Other Vehicles (2) Cold War French tanks (17) Cold War French AA Vehicles (2) Cold War French APC IFV (5) Cold War French SPGs (2) Cold War French Tanks (3) Cold War French Wheeled Vehicles (5) Cold War Italian armor (2) Cold War Japanese Armour (6) Cold War Japanese APCs (2) Cold War Japanese Other Vehicles (2) Cold War Japanese Tanks (2) Cold War Soviet armour (25) Cold War Soviet Airborne Vehicles (2) Cold War Soviet APCs (6) Cold War Soviet Heavy Tanks (2) Cold War Soviet IFVs (3) Cold War Soviet MBTs (6) Cold War Soviet Other Vehicles (4) Cold War Soviet Scout Vehicles (2) Cold War Thai Armor (1) Cold War US Vehicle (2) Cold War Vietnamese Tanks (1) Cold War West German armor (11) Cold War West German IFVs (2) Cold War West German MBTs (2) Cold War West German Other Vehicles (4) Cold War West German Tank Destroyers (3) Coldwar Canadian Armour (5) Coldwar Canadian Armored Cars (2) Coldwar Canadian Other Vehicles (1) Coldwar Canadian Tanks (2) Cuban Armor (1) Czechoslovak Armor (9) Czechoslovak WW2 Armored Cars (3) Czechoslovak WW2 Tankettes (2) Czechoslovak WW2 Tanks (4) Dutch Armor (2) Egyptian armor (3) El Salvador Armor (1) Failed Tanks (8) Fake Tanks (15) Cold War Chinese Fake Tanks (3) Cold War French Fake Tanks (1) Polish fake AFVs (3) WW1 British Fake Tanks (1) WW2 British fake tanks (1) WW2 Fake Hungarian AFV (1) WW2 German Fake Tanks (1) WW2 Soviet Fake Tanks (3) Finnish armor (3) goodies (1) Greek Armour (1) Hungarian tanks (5) Improvised AFVs (18) Cold War Iraqi improvised vehicles (1) German Improvized AFVs (8) Modern US Improvised AFVs (2) Indian armour (4) Iranian armor (2) Iraqi armor (1) Irish Armor (8) Irish Cold War (3) Irish WW1 & after (1) Irish WW2 (4) Israeli Armour (6) Mexican Armor (2) Modern American Other Vehicles (2) Modern German Other Vehicles (1) Modern Japanese Other Vehicles (2) Modern South African Prototypes (1) Modern tanks (25) Modern American armour (5) modern british armour (3) Modern Canadian Armour (2) Modern French armor (3) Modern Italian armor (4) Modern Japanese armor (2) modern Russian armor (3) modern-german-armour (2) modern ukrainian armour (2) Modern US Engineering & Support (3) New Zealand Armor (1) North Korean armor (4) Pakistani Armour (3) Polish Armor (1) Portuguese Armor (1) Pre-WW1 British armor (5) Pre-WW1 US armor (1) Prototypes (180) Cold War Belgian prototypes (3) Cold War Brazilian prototypes (1) Cold War British Prototypes (10) Cold War Canadian prototypes (1) Cold War Chinese Prototypes (2) Cold War Czech Prototypes (1) Cold War French Prototypes (3) Cold War Italian Prototypes (4) Cold War Romanian Prototypes (2) Cold War Soviet Prototypes (3) Cold War Swedish Prototypes (4) Cold War Swiss prototypes (2) Cold War West German Prototypes (3) Cold War Yugoslavian Prototypes (1) Coldwar American Prototypes (25) Modern Iranian prototypes (1) Modern Italian Prototypes (1) Modern US protoypes (4) Romanian WW2 Prototypes (1) WW1 American prototypes (5) WW1 British prototypes (7) WW1 French Prototypes (1) WW1 Russian Prototypes (1) WW2 American Prototypes (10) WW2 Australian Prototypes (7) WW2 British Prototypes (16) WW2 Canadian Prototypes (1) WW2 French Prototypes (1) WW2 German prototypes (16) WW2 Hungarian Prototypes (2) WW2 Italian Prototypes (11) WW2 Japanese prototypes (8) WW2 Polish Prototypes (7) WW2 Soviet Prototypes (10) WW2 Spanish Prototypes (7) WW2 Swedish prototypes (1) WWI Italian Prototypes (4) Romanian armor (5) South African Armour (13) South African APCs (4) South African Artillery Vehicles (2) South African Tanks (3) South African Wheeled Vehicles (4) South Korean armor (5) Spanish Armour (1) Swedish armor (5) Swedish ww2 Tanks (7) WW2 Swedish Other Vehicles (3) WW2 Swedish Tanks (4) Swiss armour (6) Swiss Tanks (3) Swiss Wheeled Vehicles (3) Syrian Armor (2) Tactics (6) British tactics (3) French tactics (1) German tactics (5) Italian tactics (2) Polish tactics (1) Soviet tactics (3) US tactics (1) Tech (12) British tech (1) Cold War Austrian Tech (1) Cold War French Tech (1) Cold War Swedish Tech (1) Cold War US Tech (2) German tech (4) Soviet tech (1) US tech (5) Thai Armor (2) WW2 Thai armor (2) Turkish Tanks (2) UAE Armor (2) Vehicles (7) WW2 British Vehicles (1) WWI French vehicles (1) Website news (10) World War Two (1) WW2 Indian AFVs (1) WW1 Austro-Hungarian Armor (4) WW1 British Armor (17) WWI British Armored Cars (5) WWI British Medium Tanks (3) WWI British Other Vehicles (3) WWI British Tanks (6) WW1 Canadian Armor (1) WW1 French Armor (9) WWI French Armored Cars (6) WWI French Tanks (3) WW1 German Armor (5) WW1 German Empire vehicles (3) WW1 Italian Armor (4) WW1 Russian Armor (11) WW1 USA Armor (3) ww2 belgian armour (2) WW2 British Armor (51) WW2 British Armored Cars (10) WW2 British Cruiser Tanks (10) WW2 British Flame Throwers (1) WW2 British Funnies (5) WW2 British Infantry Tanks (5) WW2 British Light Tanks (7) WW2 British Other AFVs (4) WW2 British Tank Destroyers (4) WW2 British Tankettes (2) WWII British Medium Tanks (3) WW2 British AT Weapons (2) WW2 Canadian Armor (5) WW2 Canadian Others (3) WW2 Canadian Tanks (2) WW2 Czechoslovak Prototypes (4) WW2 Dutch Armoured Cars (3) WW2 Dutch Tanks (5) WW2 French Armor (20) WW2 French Armored Cars (5) WW2 French Cavalry Tanks (5) WW2 French Heavy Tanks (2) WW2 French Light Tanks (6) WW2 French Others (2) WW2 German armor (66) WW2 German Armored Cars (9) WW2 German Assault Guns (4) WW2 German Flame Tanks (2) WW2 German Half Tracks (4) WW2 German Heavy Tanks (3) WW2 German Light Tanks (6) WW2 German Medium Tanks (4) WW2 German Other Vehicles (1) WW2 German Reconnaisance Vehicles (2) WW2 German SPAAGs (5) WW2 German SPGs (14) WW2 German Tank Destroyers (12) WW2 German AT Weapons (2) WW2 Italian armor (25) WW2 Italian Armored Cars (6) WW2 Italian Fast Tanks (5) WW2 Italian Other Armor (1) WW2 Italian SPGs (6) WW2 Italian Tanks (6) WW2 Japanese armor (29) WW2 Japanese Amphibious Vehicles (3) WW2 Japanese Armored Cars (5) WW2 Japanese Infantry Support Tanks (2) WW2 Japanese Light Tanks (5) WW2 Japanese Medium Tanks (4) WW2 Japanese Other Vehicles (2) WW2 Japanese Self Propelled Guns (4) WW2 Japanese Tankettes (4) WW2 Japanese AT Weapons (1) WW2 Japanese Vehicles (1) WW2 Nazi Germany Vehicles (3) ww2 romanian armor (3) ww2 sadf armour (3) WW2 Soviet Armor (55) WWII Soviet Amphibious Tanks (3) WWII Soviet Armored Cars (11) WWII Soviet Fast Tanks (3) WWII Soviet Heavy Tanks (6) WWII Soviet Light Tanks (7) WWII Soviet Medium Tanks (6) WWII Soviet Other Vehicles (6) WWII Soviet SPGs (8) WWII Soviet Tank Destroyers (5) WW2 Soviet AT Weapons (1) WW2 Spanish Armor (13) WW2 Spanish Armored Cars (6) WW2 Spanish Tanks (7) WW2 Swedish AT Weapons (1) WW2 US armor (42) WW2 US Armored Cars (3) WW2 US Flame Throwers (3) WW2 US Half-Tracks (2) WW2 US Landing Vehicle Tracked (5) WW2 US Light Tanks (8) WW2 US Medium Tanks (9) WW2 US Other Vehicles (6) WW2 US SPGs (2) WW2 US Tank Destroyers (4) WW2 USA vehicles (3) WW2 Yugoslavian Armor (3) ww2-polish-tanks (10) WW2 Polish Armored Cars (3) WW2 Polish Other Vehicles (4) WW2 Polish Tankettes (3) WWI Belgian Armor (1) WWI Spanish Armor (1) Yugoslavian armor (3)

Этот легкий бронированный автомобиль повышенной проходимости олицетворял собой важную историческую ступень перехода от бронеавтомобилей к бронетранспортерам. Он предназначался прежде всего для военной разведки, и именно поэтому звался Scout - разведчик.

Популярные в годы Первой мировой войны бронеавтомобили являлись самостоятельными боевыми единицами, подобными танкам, только на автомобильном шасси. Разведывательные подразделения пробовали использовать их в своих целях, но опыт оказался не самым удачным - все-таки бронеавтомобиль разрабатывали для решения совсем других задач. Его тесный бронекорпус плохо подходил для перевозки разведгруппы и ее вооружения. Проект создания специального автомобиля для фронтовой разведывательной группы не случайно впервые появился в США - стране, где в первые десятилетия ХХ века стремительно развивалась мощная индустрия массового производства недорогих легковых и грузовых автомобилей. Военный департамент США первым в мире сформулировал техническое задание на разработку бронированного автомобиля, специально предназначенного для доставки и эвакуации разведгруппы и ее вооружения, при этом обладающего способностью прикрыть разведчиков огнем.

Не удивительно, что основным стало требование сделать шасси с приводом на все колеса. Со времен Второй мировой войны это звучит как очевидное, но в начале 30-х годов, когда разрабатывали первое техническое задание, полный привод еще считался экзотическим, дорогим и сложным в освоении. Тогда еще не встала на ноги индустрия массового производства шарниров равных угловых скоростей ШРУСов, необходимых для передачи крутящего момента ведущим и одновременно управляемым колесам. Поэтому полный привод многие автомобилестроительные компании внедряли неохотно. Первой поправить свое материальное положение за счет нового военного заказа решилась фирма White Motor Company из Кливленда. Компания братьев Уайт, с самого начала ХХ века специализировалась на производстве грузовых автомобилей, а в 1932-1933 годах из-за резкого падения продаж, вызванного Великой депрессией, активно искала новых заказчиков и партнеров. Платежеспособность военного ведомства не могла вызывать у руководства White никаких сомнений. Как раз в то время White поглотил фирму Indiana, в их активе оказалось полноприводное шасси легкого 1,5-тонного грузовика White-Indiana 4х4, на котором как раз и построили первый прототип разведывательного броневика М7.

По результатам испытаний военные заказали небольшую партию новых автомобилей, получивших обозначение Scout Car М1. В 1934 году 76 машин М1 поступило на вооружение 1-го и 13-го бронекавалерийских батальонов, дислоцировавшихся в Форт-Нокс (штат Кентукки). Автомобиль отличался карбюраторным 6-цилиндровым двигателем Hercules L с рабочим объемом 4,6 л и мощностью 75 л.с. и был вооружен четырьмя мощными пулеметами: двумя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами Browning М2 в передней части корпуса и двумя 7,62-мм Browning М1919А4 по бортам.

Вдогонку за White Motor Company, стремясь получить такой же военный заказ, за создание машин с подобными характеристиками принялись ее конкуренты. Сначала в 1935 году появился броневик с военным обозначением М2, предложенный другой автомобилестроительной фирмой Corbitt & Со из Северной Каролины с 8-цилиндровым двигателем Lycoming New Corbitt Eight мощностью 95 л.с. и двумя пулеметами М1919А4, располагавшимися по бортам корпуса. За этой моделью последовала модификация М2А1 с принципиальным новшеством - рельс-шиной, охватывавшей по периметру открытую часть броневого кузова. На этом рельсе с помощью специальных подвижных захватов устанавливались и могли перемещаться пулеметы, что резко повышало оперативность стрельбы по сравнению с вращающимися пулеметами на неподвижных турелях. Еще одной версией М2 стал самоходный миномет Т5Е1. В кузове броневика в горизонтальном положении перевозился 4,2-дюймовый миномет. Для ведения стрельбы он с помощью специального складывающегося механизма ставился на грунт позади бронетранспортера.

В том же 1935 году аналогичный бронеавтомобиль представила еще одна компания Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она специализировалась на переоборудовании грузовиков, пикапов и легковых автомобилей Ford в полноприводные и военные машины. Marmon-Herrington предложила бронетранспортер-разведчик A7SCA, аналогичный по своим характеристикам М2. Двигатель, конечно же был от Ford - V-образный, 8-цилиндровый мощностью 85 л.с., позволявший развивать скорость до 120 км/ч. Но отбить заказы у White и Corbitt этой машине не удалось. Marmon-Herrington попытал счастья еще раз, разработав броневик Т13 на полноприводном шасси грузовика Ford-Marmon-Herrington. Но удалось получить только маленький заказ на 38 машин для Национальной гвардии.

Тем временем, White Motor Company, учитывая свой опыт и наработки конкурентов, создает следующую модель М3 с новой 5-литровой карбюраторной «шестеркой» Hercules JXD мощностью 110 л.с. Броневой лист кузова перед радиатором той машины установили под наклоном, что позволило рикошетом отбрасывать пули. В 1938 году именно эта машина была принята на вооружение Военным департаментом США. Но она тоже разошлась небольшим тиражом всего в 64 экземпляра. А в массовое производство в 1941 году пошел окончательный вариант фирмы White с индексом М3А1.


От своего непосредственного предшественника М3, модернизированный М3А1 отличался увеличенным по ширине бронекорпусом с удлиненной задней частью. Изменились конфигурация бортовых дверей и конструкция лобового листа кузова, дверцу в задней стенке ликвидировали. На переднем бампере появился буферный вращающийся барабан, ставший характерной деталью американских бронетранспортеров периода Второй мировой войны. Толщина брони лобового листа кузова М3А1 составляла 12,7 мм, а всех остальных листов - 6,35 мм. По устройству агрегатов шасси это был типичный полноприводный (4х4) легкий грузовик 40-х годов с раздаточной коробкой, установленной отдельно от коробки передач и связанной с ней промежуточным валом.

По периметру открытого кузова прокладывалась рельс-шина, позаимствованная от броневика Corbitt М2А1. По ней, с помощью подвижных станков М22, перемещались входившие в штатное вооружение пулеметы - их можно было легко направить вперед, назад, вправо, влево, просто перекатив по рельсу. Штатными пулеметами были 12,7-миллиметровый М2 и 7,62-миллиметровый М1919А4. Боекомплект состоял из 8000 патронов калибра 7,62 мм и 600-750 12,7-мм патронов. Коробки с пулеметными лентами укладывались в двух ящиках, располагавшихся по бортам кузова. Вместо пулемета М1919А4 мог применяться 7,62-миллиметровый пулемет Browning М1917А1 с водяным охлаждением. В Красной армии на станок М22 иногда укрепляли «Максим».

Американская армия предпринимала попытку перевести боевые машины с бензиновых двигателей на дизели. Так появилась модификация М3А2, на которой испытывали дизели Buda-Lanova (81 л.с.) и Hercules (103 л.с.). Но таких машин было построено не более 100. Основным так и остался карбюраторный броневик. «Скауты» поступили на вооружение разведывательных батальонов и бронекавалерийских эскадронов танковых, а затем и пехотных дивизий армии США. Кроме того, их использовали в качестве тягачей 37-мм противотанковых орудий, медицинских и штабных машин. В санитарном броневике можно было перевозить двух лежачих и трех сидячих раненых. Генерал Джордж С. Патон ездил не на Willys, а на штабном Scout. Машины этого семейства поставляли почти всем союзникам США по Антигитлеровской коалиции. Они стояли на вооружении английской, канадской и австралийской армий, войск Свободной Франции, Польских вооруженных сил на Западе, бельгийских и чехословацких частей.


Поставлять «Скауты» в красную армию начали в 1942 году. В советских документах времен Великой Отечественной войны эти - доселе невиданные транспортные средства - именовали бронетранспортерами, бронемашинами и даже полубронемашинами. Подготовку экипажей для них возложили на 20-й танковый полк, дислоцировавшийся в Урюпинске, а затем в Рязани, переведя его с 1 марта 1942 года на штат учебного танкового полка. Командные и технические кадры для подразделений, оснащенных «Скаутами», готовили в 3-м Саратовском училище бронемашин и бронетранспортеров.

Всего в СССР по Ленд-лизу поступило 3034 МЗА1. Казалось бы, число не очень большое. Тем не менее, именно «Скауты» стали самыми массовыми и наиболее популярными бронетранспортерами в Красной армии. Более распространенной машины такого типа в период Великой Отечественной у советских военных просто не было, и «Скауты» внесли свой вклад в нашу Победу.


Как пример, иллюстрирующий применение разведывательными подразделениями Красной армии американских броневиков, можно привести действия головной походной заставы 7-й гвардейской механизированной бригады 3-го гвардейского механизированного корпуса в ходе наступления в начале сентября 1943 года на Украине. Передовые отряды бригад корпуса получили задание захватить переправу через реку Пселл, перерезать дороги восточнее Гадяча, а также в районе села Вельбовка. Головная походная застава 7-й мехбригады в составе 30 человек на трех бронетранспортерах МЗА1 перерезала путь отхода противника у южной окраины Вельбовки. Немцы не ожидали удара с этой стороны и, встреченные пулеметным огнём бронетранспортёров, пришли в замешательство. Вспыхнувший бой закончился поражением противника: подошедшие части 7-й и 9-й гвардейских механизированных бригад овладели Вельбовкой.

Иногда броневики «Скаут» позволяли советским разведчикам совершать активные маневренные действия, как это случилось в бою 28-й гвардейской механизированной бригады 8-го гвардейского танкового корпуса при освобождении Польши в августе 1944 года. Южнее поселка Ленчна в балке немцы устроили засаду. Втянувшись в балку, колонна автомобилей управления 28-й гвардейской механизированной бригады была неожиданно обстреляна с левого фланга и фронтально с заводских зданий Ленчна. Выдвинувшись влево, два отделения разведчиков под командованием лейтенанта Алексейчука привлекли к себе внимание засады противника. Тем временем четыре бронетранспортера МЗА1 отдельной разведроты под командованием заместителя начальника штаба бригады по разведке гвардии майора Тифонова открыли шквальный огонь по противнику из автоматов и пулеметов. В результате 30 немцев, осознав безнадежность положения, бросили оружие и сдались в плен, а остальные примерно 60 солдат и офицеров, находившихся в балке, были уничтожены. И только 30 немцев, засевших в зданиях поселка Ленчна, продолжали вести сильный автоматный и пулеметный огонь, простреливая дорогу, по которой должна была двигаться колонна автомобилей. Высланные вперед два бронетранспортера МЗА1 под командованием старшего сержанта Старостина и сержанта Либермана подошли вплотную к зданию завода и открыли ураганный огонь по окнам, заставив противника прекратить сопротивление. Подоспевшие две противотанковые пушки 2-го мотострелкового батальона завершили разгром немецкой засады.

Мощное вооружение, маневренность и хорошая обзорность позволяли эффективно использовать бронетранспортеры в уличных боях. 25 апреля 1945 года первыми на восточную окраину чешского города Брно ворвались бойцы разведывательной роты старшего лейтенанта И. Матушкина из 4-й гвардейской механизированной бригады 2-го гвардейского механизированного корпуса. Преодолевая заграждения, сильный пулеметный и автоматный огонь противника, они смело и решительно продвигались вперед. Бронетранспортер МЗА1 сержанта Б. Баязиева оказался далеко впереди остальных. Водитель заметил, что немецкие артиллеристы торопливо разворачивают пушку, чтобы уничтожить бронетранспортер, но сделать это они не успели. Баязиев прибавил скорость. А пулемётчик - рядовой С. Иванов меткой очередью из крупнокалиберного пулемета расстрелял расчет немецкой пушки. Вслед за разведчиками в Брно вступили бойцы мотострелковых подразделений 4-й гвардейской механизированной бригады.



До конца войны в США с конвейера сошло 20 918 броневиков Scout М3А1. В армиях многих стран эти боевые машины применяли до конца 70-х годов и даже позже. В 1996 году в Доминиканской Республике на вооружении еще стояло 35 М3А1.

Техническая характеристика

В ближайший месяц-два у меня ожидаются феерические события и как дальше жизнь сложится вообще неизвестно. Известно только, что геморроя будет много, свободного времени – мало, и все это надолго. Как водится, перед столь масштабным шухером наступает затишье. Все что можно было сделать – уже сделано, бОльшая часть процессов идет сама собой и вмешательств с моей стороны почти не требует, а что предстоит сделать – для этого время еще не наступило. Ничего серьезного затевать смысла не имеет. Совсем без дела сидеть – тоже скучно.

Чтобы голова не забивалась всякими бесполезными переживаниями о грядущем, надо её чем-то постоянно отвлекать. При таком раскладе не нашел ничего лучшего, чем пойти в ближайший “Детский мир” и купить пару наборов с моделями. Американский броневичок и советский ЗИС. Ну, раз уж пошла такая модельная пьянка. Когда еще доведется модельки пособирать. Неизвестно, вернусь ли я когда-нибудь к этой теме вновь – хоть оттянусь, пока могу…

Попробую некое подобие очередного руководства соорудить. Для самых маленьких. Хоть процесс сборки пластмассовой модели тривиален и никаких сакральных знаний не содержит, но есть о чем рассказать. Вдруг у кого из читающих есть ребенок, которому на день рождения любимая тетя подарила машинку склеить. Дайте ему это почитать, авось пригодится:-)

Даже, вот как сделаю: буду модель не как обычно собирать, а по инструкции! Не секрет, что заводские киты во время сборки приходится серьезно дорабатывать руками, чтобы вышло что-то путное. Во всяком случае так было раньше.

Наборы советского производства были весьма невысокого качества. Многие детали не состыковывались между собой, половины деталей не было вовсе, некоторые части изображались настолько условно, что приходилось их срезать с пластмассы в ноль и делать свои… Но времена, похоже, изменились. Когда я собирал SdKfz 251 , то по привычке инструкцию читал наискосок, лишь бы детали знать какие куда, поэтому не могу оценить адекватность оной с точки зрения последовательности сборки. Но сейчас можно будет попробовать собрать модель “честно” и посмотреть, что получится.

Вот так выглядит набор:

Где-то уже писал, но еще раз отмечу, что не нужно для резины использовать черный цвет. Резина не бывает совсем черной. Посмотрите у любой машины во дворе. Темно-серый цвет гораздо естественнее будет смотреться на покрышках.

3. Теперь, при помощи тонкой кисточки и увеличительного стекла красится диск:

4. Ну и наводится последний марафет (очень жидко разведенная “грязная” краска + тампон + струя воздуха из аэрографа):

К сожалению, детали отлиты так, что вращающиеся колеса сделать не получилось. После того, как колесо надето на ось, от нее остается торчать такой крошечный пенек, что за него не цепляется “пробка”, которая фиксирует колесо:

И нигде ничего подточить не получится – там просто нечего подтачивать. Там наоборот – наращивать нужно. Т.е. по сути надо срезать эти оси нафиг и делать самому с нуля уже нужной длинны. Сие есть явный и грубый косяк производителя набора. Гореть ему в Аду лишний день за такое!


На этом этапе, казалось бы, все достаточно тривиально. Но без приключений не обошлось.

Прежде всего, все то же самое немыслимое количество оплоя на мелких деталях. Но это еще ладно – дело уже привычное. Хуже то, что кронштейны лебедки (детали 75 и 77), будучи установлены на раму, имеют между собой расстояние превышающее длинну вала лебедки (детали 78 и 79). Причем, хорошо так превышающее. Миллиметра на два-два с половиной. Т.е. сделать этот вал вращающимся – никаких шансов. Пришлось клеить вал лебедки к кронштейнам намертво, чтобы за счет этого притянуть их друг к другу. Любое подобное насилие деталей – плохо. Что в пластмассовых моделях, что в бумажных, что в каких угодно других.

Если бы, например, рама собиралась из нескольких частей, то это можно было бы списать на собственную криворукость. Так, нет же! Рама сразу дается готовая. Именно она задает расстояние между кронштейнами. И это косяк производителя, что ширина рамы (или длина вала лебедки) так врут. Самому в этой части накосячить было просто негде. Налицо явные ошибки в относительных размерах. Это неприятно.

Еще выяснилось, что для приборной доски не предлагается никаких декалей. Поэтому пришлось взять иголку и раскрасить приборы самому. Они, конечно, слишком мелкие, чтобы какие то подробности разглядеть, да и не видно её почти, но хотя бы условно разметку нанести нужно было:

Типа, понятно, что это набор для моделистов – вот и моделиствуйте сами. Но с другой стороны, предлагается готовый кит, который подразумевает, что у моделиста должны быть в наличии все необходимые детали. В противном случае человеку не нужен будет кит. Раз уж надо делать что-то самому с нуля, так и нафиг тогда какие-то наборы? Поэтому отсутствие декали для приборной доски в данном случае – грубая ошибка производителя набора.

Тем более, что для модели немецкого транспортера от той же “Звезды” такая декаль была. Получается, какой-то непоследовательный подход к комплектации разных моделей от одного и того же производителя. Если вдруг совершенно случайно эту статью читает представитель “Звезды”, то, вот, пусть ответит в комментариях: нафига, доколе, кто виноват и куда бежать?!

Из серии практических советов по данному этапу:

  • Как видно из фотографий, я сперва собрал всю переднюю коробку с капотом, боковой обшивкой и облицовкой радиатора. И только после этого устанавливал на шасси. А не каждую детальку отдельно клеил сразу на шасси. Помимо того, что это просто правильно, так еще и не нарушает порядок нумерации в инструкции. Рекомендую в подобных случаях всегда поступать так. Во-первых, собирая много отдельных деталек сразу на шасси вы можете получить несостыковки на самых видных местах без шанса увести их куда-нибудь, где их не будет видно. Во-вторых, удобнее покрасить эту коробку вот так, а не когда она намертво присобачена к шасси. В-третьих, всякую мелкую детализацию так же удобно клеить когда еще коробка существует отдельно.
  • Несмотря на то, что лобовое стекло предлагают устанавливать на этом этапе, не рекомендую этого делать. По своему опыту знаю, что придется еще много чего красить/клеить и можно стекло запросто запачкать или залить клеем (последнее – фатально). Конечно, всегда надо исходить из конкретной ситуации, но, вот, у данной модели, решительно ничего не помешает установить лобовое стекло в самую последнюю очередь. Целее будет…

Всякий мелкий обвес морды/кормы. По ходу продолжает наноситься weathering на модель. Грязь, копоть, потертости и т.п. Кому не нравится стиль “только что из канавы”, тем немного проще – достаточно быть аккуратным в равномерном окрашивании деталей.


На этом этапе все, вроде, встало на свои места. Хотя посадочные места для крюков около лебедки, какие-то неуверенные получились. Пришлось много клея использовать и потом долго сушить.

Фары пришлось раскрашивать. Ведь, понятно же, что сделать стекла на фары из прозрачного пластика, это недосягаемая вершина технологического процесса изготовления модельных наборов. Про это никто даже и не мечтает. Абсолютно плоские прямые прозрачные лобовые стекла – максимум на что способно производство прозрачных пластмасс. Про отдельные красные стекляшки для задних фар – уж и молчу. Ведь это сделало бы набор дороже на все десять, а то и, страшно подумать… может, даже, ДВАДЦАТЬ рублей! Потребитель эту разницу в цене коробки ни за что не осилил бы.

Кстати, это не эксклюзивный маразм отечественной “Звезды”. Я думал, что за прошедшие годы что-то в этой связи изменилось. Нифига! Порывшись в интернете убедился, что даже хваленая “Тамия” грешит этим кретинизмом…

Историко-техническое отступление…

По ходу удивился конструкции оригинала. Оказывается, в кузов люди могли попасть только перепрыгнув через борт. Почему-то мне кажется, что в бою такой метод попадания в машину или покидание её не слишком полезен для здоровья. Либо я не вижу какой-то хитрости (встроенный телепорт, например), либо это какой-то очень недальновидный ход инженеров. Ну, т.е. случись чего и тебе надо в полный рост вылезать через край прекрасно простреливаемого борта. Причем автомобиль то не такой уж и маленький. Карабкаться в высокий кузов/из кузова – не забор по пояс перепрыгнуть. Вот, попрыгайте так под пулями на высоту человеческого роста почти:

К примеру, все тот же немецкий SdKfz. По габаритам они практически одинаковые. По высоте бортов уж точно:

Но немцы сделали так:

Т.е. у них не просто задний борт открывался, но и еще происходило это так, что вылезающие/влезающие получали дополнительную защиту по бокам… Почему американцы так своих солдат не любили – непонятно. Я не сомневаюсь, что причины тому были и, возможно, не так все плохо было, как на первый взгляд кажется, но суть фишки вот так сходу уловить не могу.

Эти M3 нам в большом количестве по лендлизу поставляли во время войны. Если у кого еще остался дед, который мог с этими машинами дело иметь, не сочтите за труд, спросите, как они выкручивались с попаданием в кузов? Я у своего спросил, но он всю войну на “Додж 3/4” в полевой разведке проездил. “Три четверти” меньше по габаритам и представляет собой обычный “джип” типа нашего газика-“козла”. Там такой проблемы не было в принципе.

Зато поджопники в кузове у американцев были мягкие, а у немцев простые деревянные жесткие лавки. Нет в мире совершенства.

Конец историко-технического отступления…

Продолжение обвеса:


С различными мелкими деталями, которые вешаются по бортам, редко когда возникают приключения. Не возникло и сейчас.

В качестве практического совета могу сказать только, что не ленитесь красить ремешки. Т.е. в данном случае, например, у канистры. У меня на них ушло пять цветов:

  1. базовый цвет для поддонов
  2. цвет хаки для самих канистр
  3. темно-серый цвет для ремешков, которыми канистры крепятся к поддонам
  4. серебрянка для металлизации
  5. немного ржавчины

Далее, помимо оставшегося обвеса предлагается выбрать вариант: с открытой защитой радиатора или с закрытой. Я решил делать с открытой защитой. И тут нужно быть внимательным и смотреть на ход вперед. Дело в том, что на защитные жалюзи сажается декаль. С закрытым вариантом все просто – защита представляет собой одну сплошную деталь, которую можно было бы сразу установить и после этого нанести на нее декаль. Вариант с открытыми жалюзями набирается из четырех отдельных деталек. А декаль сплошная. Т.е. нанести аккуратно одну сплошную декаль на четыре разных детали – невозможно. Декаль придется резать. И делать это удобнее всего, когда детали защиты радиатора еще не установлены в корпус. поэтому их я буду делать в самую распоследнюю очередь, что бы там порядок нумерации деталей в инструкции не предписывал:


Я там выше отложил установку лобового стекла. Теперь, когда все в основном закончено его можно установить на место. Однако, перед этим необходимо над ним слегка надругаться. Раз уж я придерживаюсь стиля окраса “только что из канавы” то было бы странным видеть на модели совершенно чистое стекло, как только что с автомойки. Поэтому его придется слегка испачкать.

Сперва замаскируем участки, которые должны остаться чистыми:

Немного пшикаем аэрографом, снимаем маски, подкрашиваем дворники… Ну хоть как-то. Понятно, что дворники на стеклах обычно штампуют так убого, что они более чем условны. Но – формальности ради:

Можно устанавливать на место (да, в полной сборке надо еще постараться заглянуть так, чтобы их увидеть):

Вернемся к защите радиатора, который был отложен вопреки указаниям инструкции. Сперва собираем её на скотче и красим:

Переводим декаль:

Вот, после этого акуратно скальпелем разделяем декаль по швам и устанавливаем детали защиты в нужном порядке на морде лица радиатора:

Это частный пример, но подобные ситуации возникают довольно часто при сборке моделей. Всегда думайте немного вперед по ходу сюжета – избавит от кучи лишнего гемора.

Часто декали даются также с вариантами. Например для этого M3 предлагалось:

Отнеситесь к этому внимательно. Не нужно лепить все доступные декали как лично вам нравится. Используйте только нужные обозначения и только в нужных местах. Если к набору не прилагается подобная схема, то посмотрите фотографии в интернете. Порядок и состав наносимых опознавательных знаков очень важен. Лепить их абы как – признак крайнего непрофессионализма.

В данном случае я выбрал второй вариант для модели. Оставшиеся невостребованными декали бережно сохраните. Возможно, когда-нибудь они пригодятся. Например, вы сами будете с нуля делать какую-то модель, где их можно будет использовать.

К своему удивлению обнаружил оставшиеся в наборе неиспользованные детали. Два ящика с патронами, пулемет, автомат и некая непонятная деталь №127:

Ну, ладно, патроны лишними не бывают – положил пару этих дополнительных ящиков в кузов. Но куда девать здоровенный станковый пулемет – непонятно. Один точно такой же я уже установил на машине. Сомневаюсь, что дела в армии шли тогда настолько шоколадно, что машины комплектовались запасным пулеметом нахаляву. Отложил его в заначку, авось пригодится когда. Как и автомат, который тоже непонятно куда пристроить. Что за деталь №127 и для чего она нужна – совсем непонятно. Согласно схеме, деталь №126 – последняя. Никаких №127 в инструкции не значится…

Получился такой вот драндулет агрессивного вида:


В качестве вывода, общие впечатления от набора: таксебешненько. На троечку. Огромное (нереально огромное) количество оплоя и местами кривоватое литье заготовок. Как я ни старался со скальпелем и шкуркой, во многих местах избавиться от этого безобразия полностью не смог. Косяк в деталях колес из-за чего нельзя их сделать вращающимися. Отсутствие декалей приборной доски. Некоторые конструктивные неточности модели. Швы в самых неподходящих местах, где их почти не замаскируешь. И т.п.

Следующим заходом я попробую собрать модель ЗИС-151 – посмотрим, что там с набором и насколько он осмысленный. И на этом, пожалуй, с модельной темой закруглюсь надолго…