Святой павел таганрогский. Святой блаженный павел таганрогский, чудеса и подвиги Павел таганрогский святой день памяти

Святой блаженный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) был одной из наиболее заметных фигур русского старчества - значимого явления духовной жизни России XIX века. Он родился в Черниговской губернии в 1792 году, получил в наследство немалый капитал и 300 душ крепостных, но в возрасте 25 лет отпустил их на волю и отправился в паломничество по святым местам. В возрасте примерно 35 лет его странствия завершаются в Таганроге, где Павел останется до самой смерти в 1879 году. Здесь он вёл самую обычную жизнь, зарабатывая подёнными работами, но вскоре стал заметным духовным авторитетом - сначала среди простых людей, а затем и среди духовенства.

«Благочестивый старец Павел вёл всех, приходящих к нему, ко спасению чрез свои наставления, учил их делать добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники Господни и воскресные дни, - говорится в его биографии, изданной Ростовской епархией в 1994 году. - Старца всегда посещало много народа из Черномории и из-за Дона и всей Азовской окружности, и все рассказывали очень много о его предсказаниях, милосердии и добрых его делах». После смерти старца проводить его в последний путь, по свидетельствам очевидцев, собрались тысячи людей, а его могила на старом кладбище Таганрога сразу же стала местом паломничества.

Вопрос о канонизации Павла Таганрогского был поставлен незадолго до революции 1917 года, но по понятным причинам его решение было отложено на десятилетия, хотя почитание старца продолжалось и в советский период, несмотря на репрессии в отношении ближайшего круга его последователей. Наконец, в 1999 году состоялось причисление старца Павла к местночтимым святым, а сразу после этого началась работа по включению его имени в число общецерковных святых. Сейчас этот процесс движется к завершению, и в день общецерковной канонизации Павла Таганрогского в апреле следующего года ожидается первый в истории визит в Таганрог патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Кроме того, намечена реконструкция памятных мест Таганрога, связанных с жизнью святого - Никольского храма, могилы и кельи Павла Таганрогского. О месте этой фигуры в церковной жизни юга России «Эксперту ЮГ» рассказал благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Никольского храма протоиерей Алексей Лысиков .

Небесный покровитель Дона

- В чём заключается значимость канонизации старца Павла для Ростовской области и в целом для юга России? Как бы вы это объяснили невоцерковленным людям?

Старец Павел прожил здесь так долго и внёс такую лепту в формирование духовной жизни Таганрога, что мы имели полное право породниться с ним, канонизировав как святого Донской земли. А после того, как в следующем апреле состоится прославление блаженного Павла Таганрогского в лике общецерковных святых, святой такого масштаба на юге России появится впервые за столетие. Это событие откроет новую страницу в истории Таганрога, причём оно станет важным не только для нашего края, покровителем которого является старец Павел, но и для Украины, поскольку старец родился в Черниговской губернии. Общецерковное его прославление будет означать, что имя праведного станет почитаться во всех уголках православного мира. Уже сейчас иконы с его изображением находятся в ряде зарубежных стран, в том числе в США и в Италии. Знаю точно, что его иконы есть и в нескольких храмах на Афоне и на Святой Земле. А паломники приезжают в Таганрог не только из близлежащих регионов, но и из Москвы, из Владивостока - все, кто хоть раз помолился у раки с мощами старца Павла, навсегда запоминают это. Могу с уверенностью сказать, что общецерковное прославление праведного Павла Таганрогского позволит огромному количеству людей соприкоснуться с его личностью, его святостью и обнаружить уникальный пример жизни по Евангелию. А мы знаем, что только такая жизнь открывает истинное познание Бога и делает человека по-настоящему счастливым.

- Насколько заметной фигурой для Таганрога старец Павел был при жизни?

Можно сказать, что личность старца Павла духовно преобразила Таганрог, на тот момент - шумный портовый город. Несмотря на множество храмов, в городе царил купеческий дух, а вера и благочестие не всегда были центром жизни таганрожцев. Но образ жизни подвижника обратил на себя внимание - люди увидели на нём печать Божию и стали обращаться к нему за помощью. Многим он помог духовным советом, милостыней. По его молитвам совершались чудеса исцеления и обращения к праведной жизни. Благодаря подвигу старца Павла в городе сформировалась особая духовная атмосфера. Как подтверждение - истории людей, живших высокой духовной жизнью и связавших свою судьбу с Таганрогом, в том числе и наших современников. Среди них митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, архиепископ Арсений (Смолянец), старица Мария Величко, архиепископ Николай (Феодосьев) Чебоксарский.

- Можете ли вы описать наиболее известные примеры чудес старца Павла?

Чудеса происходили и при его жизни, и после смерти. Например, незадолго до смерти Павел Таганрогский предсказал иеромонаху Дамиану, служившему на подворье Иерусалимского патриархата в Таганроге, что он станет великим человеком, причём настолько, «что больше и быть не может». Это предсказание сбылось: через два десятилетия обычный иеромонах стал Иерусалимским патриархом. В ежемесячном литературном приложении к журналу «Нива», изданном в 1902 году, описана эпидемия холеры, охватившая в 1892 году окрестности Таганрога и унёсшая жизни восьмисот человек. После панихиды по старцу Павлу эпидемия на другой же день сократилась, а затем, как сказано в этой публикации, «как бы обошла город стороною и совершенно исчезла». Любопытно то, что в светском издании времён уже начавшегося в России духовного кризиса было подчёркнуто: чудо произошло по молитвам старца Павла. Я сам знаю много случаев, когда старец Павел помогал страдающим неизлечимыми заболеваниями, многие из этих историй подтверждаются медицинскими свидетельствами. Люди получают от него утешение и помощь в трудных жизненных ситуациях, семейных неурядицах, духовных проблемах. Это самые настоящие чудеса, которые происходят ежедневно по его молитвам.

Путь к канонизации

- Предпринимались ли в дореволюционный период попытки канонизировать старца Павла?

Сначала его почитали простые люди, но затем и духовенство стало видеть в нём неординарную личность. Когда он умер, с ним пришло проститься огромное количество таганрожцев и жителей окрестных сёл. Храм Всех Святых на городском кладбище не мог вместить всех людей, а из храма до места погребения - это всего 200–300 метров - гроб несли более часа, потому что каждый хотел к нему прикоснуться. Уже в 1911 году, через 32 года после смерти старца Павла, с одобрения Святейшего Синода издаётся жизнеописание, повествующее о прижизненных и посмертных чудесах подвижника. А в 1917 году князь Николай Жевахов, помощник обер-прокурора Святейшего Синода, изъявил желание собрать больше сведений о старце Павле, чтобы начать процесс его канонизации. Этому помешали известные события, но в годы советской власти массовое почитание продолжалось. Последовательница старца Мария Величко собрала около себя общину его почитателей, в которую входили и священнослужители. Но в 1927–28 годах власти, пытаясь прекратить это почитание, завели против общины так называемое «дело святых». Старицу Марию и других членов общины судили за антисоветскую пропаганду, была разрушена часовня, взломана и осквернена могила. Несмотря на это, люди продолжали искать у старца помощи.

- Что, в конечном счёте, стало предпосылкой к канонизации старца Павла как местночтимого святого? Как было принято это решение?

Когда закончились годы советской власти, вопрос о канонизации старца Павла стали поднимать простые люди, почитавшие его. А среди церковных иерархов первым эту идею предложил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ныне митрополит Киевский, затем её поддержал митрополит Петербургский Владимир (Котляров). В 1999 году архиепископ Ярославский и Ростовский Пантелеимон с благословения Святейшего Патриарха Алексия II совершил причисление старца Павла к местночтимым святым. На эту канонизацию приехало около трёхсот священников. Мощи старца Павла предварительно поместили в специальную капсулу и перенесли с территории Всехсвятского храма на кладбище через весь город в Никольский храм. На канонизации присутствовало около 30 тысяч человек, ставших свидетелями чудесного события. В тот момент, когда совершался чин прославления блаженного Павла, вокруг солнца появилась радуга, которая оставалась на небе в течение двух часов, и многие зафиксировали её на фото- и видеокамеры. Казалось бы, ничего удивительного, радуга вокруг солнца, так называемое гало - это редкое, но естественное физическое явление. Но для верующих людей это было духовное свидетельство того, что прославление старца Павла радует не только наши сердца, но и Небеса.

Зримый и незримый фронт работ

- Как сейчас организован процесс причисления местночтимых святых к общецерковным? Какая подготовительная работа вами проведена?

Признать общецерковным святым может только архиерейский собор, который проходит раз в два года. И такое признание - редкое событие. Поэтому подготовительная работа должна быть проведена огромная и ответственная. На протяжении всех этих лет идёт сбор документов, свидетельствующих о помощи старца Павла - чудесах или исцелениях. Параллельно происходит большая работа с архивами, ведётся составление богослужения старцу Павлу. Всем этим занимается комиссия по канонизации святых Донской митрополии, подготовка к общецерковному прославлению ведётся по благословению митрополита Меркурия Ростовского и Новочеркасского. Далее документы подаются в Синодальную комиссию по канонизации при Святейшем Патриархе, и если подготовительную работу признают удовлетворительной, то она передаётся архиерейскому собору, который выносит окончательное решение. Но подготовка канонизации - это не только работа с документами, но и реконструкция памятных мест, связанных с именем святого.

- Какие это объекты в Таганроге?

Во-первых, часовня над могилой старца Павла, во-вторых, его келья, а самое главное, Никольский храм - главный в Таганроге, именно в нём почили мощи старца Павла. Поэтому перед нами стоит задача реализовать проект реконструкции Никольского храма, поскольку после канонизации он станет центром притяжения ещё большего количества верующих. Прежде всего нужно соединить уже существующие два здания в один большой храм. Работа предстоит огромная - в храме требуется сделать новую роспись, иконостас, заново перекрыть крышу, установить новые купола. За территорией храма планируем построить воскресную школу и создать административный корпус.

- Стоимость этих работ уже опре­делена?

Всё зависит от того, что нам предложат реставраторы и иконописцы. Сейчас мы знаем не весь объём необходимых работ, но стоимость успешного выполнения всего проекта колеблется от 90 до 120 миллионов рублей. Кроме того, нам необходимо согласовать все проектные документы, в том числе с Министерством культуры. Здесь идёт каждодневная работа, но мы понимаем, что сроки настолько малы, что человеческими усилиями многое сделать сложно - поэтому надеемся на Божью помощь.

- Можно ли рассчитывать на то, что в реконструкции Никольского храма поучаствуют крупные предприятия Таганрога?

Конечно, мы надеемся, что люди, которые знают старца Павла и для которых святыни Никольского храма небезразличны, примут участие в его восстановлении. Хотя мне задают вопросы: сейчас, когда государство и народ переживают не лучшие времена, есть ли смысл вести новое строительство? Но храмы строили даже в самые трудные времена - потому, что люди хотели молиться Богу, получать помощь, и народ, объединённый этой молитвой, преодолевал все трудности. В случае с Никольским храмом мы рассчитываем, что он станет не только духовным, но и социальным центром, и это будет соответствовать миссии старца Павла, тому служению, которое он нёс при жизни.

- Возможно ли появление такой личности, как старец Павел, в наше время? Есть ли сегодня в православном мире фигуры, сопоставимые с теми старцами, что жили сто-двести лет назад?

- «Не стоит село без праведника, а город без святого» - эта мудрость отражает смысл библейской истории о Лоте, ради которого Бог не уничтожал Содом, пока праведник не покинул город. Сейчас трудно сказать, кто эти люди, ради которых стоят наши города. Признать богоугодной жизнь человека могут только время и полнота церковного разума. Несмотря на то, что в XX веке Церковь была гонима, этот период дал России десятки тысяч святых новомучеников, исповедников и подвижников. Среди них есть и такие, кого мы тоже называем старцами - к примеру, совсем недавно почившие в Бозе протоиерей Николай Гурьянов и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Подвижников, именуемых в народе старцами, в XX веке было много. Мы обращаемся к их опыту, их мудрости, но прошло слишком мало времени, чтобы их канонизировать: пройдут ещё годы, пока церковное сознание признает их святыми.

Святой праведный Павел Таганрогский (Павел Павлович Стожков) родился 8 ноября 1792 года (19 ноября по новому стилю) в семье дворян Черниговской губернии. В 16-летнем возрасте юноша тайно покинул отчий дом и целый год паломничал по монастырям, а когда вернулся, отец сурово наказал его.

Когда Павлу исполнилось 25 лет, отец, видя его непреклонную решимость посвятить себя служению Господу, разделил свое имущество между ним и его старшим братом Иваном. Получив большое наследство, молодой подвижник раздал его Христа ради и, взяв благословение у отца, навсегда ушел из родного дома.

Павел много странствовал по святым обителям, неоднократно бывал в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, посещал Соловецкий, Веркольский, Кожеозерский и другие монастыри, щедро жертвуя на их процветание от своего наследства. Примерно десять лет провел подвижник в странствии, посещая духовных светочей того времени, научаясь непрерывному Богообщению.

В 1825-30 годах он поселился в г. Таганроге, выбрав его местом своего будущего подвига. Здесь праведный вел самый простой образ жизни. Наделенный от рождения большой физической силой и крепким здоровьем, Павел работал на хлебных ссыпках таганрогских купцов Солодовых. По свидетельству очевидцев, все работы он выполнял на совесть, но, заслышав первый благовест, сразу оставлял работу и спешил в храм на службу.

Праведный Павел поселился в келье на пер. Депальдовском (ныне Тургеневский, 82). Люди, видя усердие праведного Павла в молитве, почитании храма и праздников, замечая его праведную жизнь, стали обращаться к нему за советом, многие захотели подражать ему в этих подвигах - вокруг старца образовалась многочисленная община, состоявшая из мирян. Община жила по строгим монастырским правилам. Некоторые из членов общины испросили благословение жить в келье со старцем, другие почитатели старца, люди семейные, владевшие имуществом, занимавшиеся торговлей, продолжали жить в своих семьях - старец с любовью их окормлял, являя им образец покаянного подвига в миру.

«Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта молитва не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!», - учил праведный Павел.

Многие жертвовали старцу на добрые дела, и он отдавал эти средства на благоустройство храмов и дела милосердия.

Старец часто заказывал обедни и сорокоусты в храмах и монастырях, при этом сам молился за этими богослужениями, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Являясь верным чадом Православной Церкви, он воспитывал в людях благоговение и любовь к ее вероучению, Таинствам и богослужению.

«Будь добрым ревнителем Православия! От Апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины» - говорил старец.

Особое внимание старец уделял подвигу паломничества – подвигу молитвенному и телесному: он нередко сам совершал многодневные пешие паломничества и усердно учил этому своих послушников.

Призывая исполнять заповедь о любви к ближним, праведный Павел показывал пример неоскудевающей милостыни и заботы о нуждающихся. Все, приходящие в келью старца с верой, непременно получали помощь и наставление.

Прозревая сердечное устроение каждого, старец по-разному общался с приходящими: одних старец строго смирял, жестко указывая на страсти, гнездящиеся в душе; других же подводил к раскаянию тихо и ласково.

Особую заботу старец проявлял о заключенных таганрогской тюрьмы: передавал им пожертвования, утешал и всячески поддерживал. Некоторые узники доверяли старцу свои покаянные записки, а тот отдавал их священникам и сам усердно молился за заключенных. Усопших заключенных старец Павел готовил к христианскому погребению.

С момента кончины старца, которая последовала 10 марта (23 по новому стилю) 1879 г. , народное почитание угодника Божия не только не прекратилось, но и умножилось, и от года к году все более возрастает.

На место упокоения старца Павла - в часовню на Старом таганрогском кладбище; в Никольский храм, где почивают его мощи;а также в келью, где он провел последние годы жизни – приходят многочисленные верующие, приезжают паломники со всех уголков России и со всего мира. Обращаясь с молитвой к праведному, люди неизменно получают, по его заступничеству пред Богом, помощь и исцеление.

Почитается в народе и ученица старца Павла – старица Мария Величко, возглавившая общину после его кончины. Известны многочисленные случаи прозорливости и молитвенной помощи старицы Марии.

20 июня 1999 года Русская Православная Церковь канонизировала праведного Павла, причислив его к лику местночтимых святых . В момент прославления великое множество людей стало очевидцами чудесного события: в середине литургии, вокруг солнца, стоявшего в зените над Никольским храмом, среди ясного неба появился большой радужный круг.

Так Церковь земная прославила своего подвижника, а знамение стало свидетельством радости Церкви Небесной и истинной святости праведного Павла Таганрогского.

За прошедшие годы почитание святого праведного Павла Таганрогского вышло далеко за пределы Донской митрополии. Иконы и частицы мощей блаженного Павла в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий, в том числе ближнего и дальнего зарубежья. Праведный Павел Таганрогский особенно почитаем в Украине – на родине святого. Для чад Украинской Православной Церкви его общецерковное прославление станет еще одним звеном, соединяющим русский и украинский народы.

2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение о всецерковном почитании старца. Это знаковое событие не только для нашего города и области, но и для всего Юга России, общероссийское прославление святого Павла Таганрогского стало торжеством не только в духовной жизни Русской Православной Церкви, но и неоценимым культурным событием в жизни всего Юга России.

11 июня 2016 года в Таганроге прошли торжества, посвященные празднованию общецерковного прославления святого праведного Павла. Накануне торжеств, 10 июня, в Никольском храме, где покоятся святые мощи подвижника благочестия, совершено соборное всенощное бдение.

Торжества прославления святого начались в Таганроге с краткого молебна в келье св. прав. Павла, где прошла большая часть его подвижнической жизни. Затем крестным ходом духовенство и миряне прошли к Никольскому храму, на площади перед которым при большом стечении молящихся совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, епископ Волгодонский и Сальский Корнилий, епископ Россошанский и Острогожский Андрей, епископ Шадринский и Далматовский Владимир. В богослужении приняли участие благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по г. Ростову-на-Дону протоиерей Иоанн Осяк, руководители отделов, благочинные церковных округов Ростовской-на-Дону епархии, духовенство Донской митрополии.

Митрополит Меркурий торжественно огласил Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о всецерковном почитании святого праведного Павла Таганрогского.

За Литургией вознесены молитвы о мире на Украине.

За богослужением молились заместитель Губернатора Ростовской области Михаил Корнеев, атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал Виктор Гончаров, министр промышленности и энергетики Ростовской области Михаил Тихонов, исполняющий обязанности главы Администрации Таганрога Алексей Махов, председатель городской Думы Таганрога Юрий Стефанов, заместитель главы Администрации Таганрога Андрей Лисицкий, генеральный директор ТПО «ЛЕМАКС» Максим Матусевич.

На празднование съехались многочисленные паломники. В торжествах приняли участие более десяти тысяч человек.

По завершении богослужения духовенство и мирян приветствовал Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В архипастырском слове владыка митрополит, в частности, сказал:

«Не думаю, что старец Павел при своей жизни желал бы быть прославленным так, как мы сегодня его прославляем. Жизнь этого праведника была чужда поисков славы и почитания. Одного желала душа старца Павла – быть ближе к Богу, чтобы Господь не оставлял ее. Пренебрегая всеми человеческими благами и даже мнением света о себе самом, он решает раздать свое имущество и идти за Христом. Святой Павел ищет Христа в святых обителях, рядом со многими подвижниками благочестия, в других людях, в трудах и молитвах, и обретает Его в Церкви Божией, в Таинстве Евхаристии. Неслучайно центральным событием общины, которая была создана вокруг старца Павла, была Евхаристическая жизнь. Неслучайно на иконе старец Павел изображается со святой просфорой – символом Евхаристии. Потому что именно Божественная литургия дает человеку реальное чувство присутствия в его жизни Христа. Старец – великий пример того, как в миру можно жить, служа Господу, другим людям и стяжать святость не через мученичество, но через добродетельную жизнь и исполнение заповедей Божиих».

Митрополит Меркурий особенно подчеркнул, что прославление старца Павла – это итог взаимодействия научного и церковного сообществ, давшего исключительные результаты как в научно-исследовательском поиске, так и в историко-культурных изысканиях по восстановлению духовной истории России.

Глава Донской митрополии поблагодарил за труды протоиерея Александра Клюнкова, стоявшего у истоков подготовки канонизации старца Павла в лике местночтимых святых, и протоиерея Алексия Лысикова, продолжившего это дело.

Владыка митрополит выразил благодарность также всем, кто трудился над восстановлением кельи подвижника, работал в архивах и на всех тех послушаниях, которые приблизили всецерковное прославление праведника.

За многие труды в деле общецерковного прославления подвижника благочестия Донской земли медалей Ростовской-на-Дону епархии святого праведного Павла Таганрогского были удостоены насельник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, исполняющий обязанности епархиального древлехранителя иеромонах Гавриил (Звягинцев), помощник настоятеля Свято-Никольского храма Таганрога по благоустроению кельи святого праведного Павла Сергей Устименко, помощник благочинного приходов Таганрогского округа Александр Юрченко.

По окончании Божественной литургии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил освящение колокола для Никольского храма - точной копии отлитого в XVIII веке из трофейных турецких пушек.

Праведный Павел любил повторять: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым», «Мой куст никогда не будет пуст» и сегодня спустя много лет после его смерти, идут к Старцу за утешением, помощью и духовным советом, с многих уголков не только страны, но и мира. Святой праведный Павел Таганрогский являет собой яркий пример духовного наследия Донского края и Юга России.

Два года назад состоялось общецерковное прославление блаженного старца Павла Таганрогского. Своей жизнью он воплотил яркий и востребованный пример подвига святости в миру, а Донская земля навеки обрела в его лице своего покровителя на небе. 20 июня отмечается день памяти старца, в честь его прославления в лике местночтимых святых.

Святой странник

Родился Павел Стожков 21 ноября 1792 года и был назван в честь святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника, чья память совершается 19 ноября. Родители мальчика – Павел и Параскева Стожковы – были зажиточными дворянами из Кролевецкого уезда Черниговской губернии и владели большим количеством крестьян. Очевидно, что были они и благочестивыми людьми. Однако они мечтали дать Павлу, как и его старшему брату, хорошее образование и обеспечить ему безбедную жизнь. Сам же блаженный рассказывал: «Всё моё желание от юности было молиться Богу, а намерение – идти по святым местам».

Ещё в возрасте 16 лет он оставил отчий дом и отправился паломничать по святым местам, и так пространствовал целый год. Когда Павел вернулся домой, отец его сильно наказал и запретил впредь ходить по святым местам. Сам святой впоследствии признавался, что отец не разделял его стремлений, однако не в силах был их изменить: когда Павлу исполнилось 25 лет, он отдал сыну его часть наследства и, благословив поступать с ним по его личному усмотрению, отпустил. Первым делом Павел даровал свободу всем своим крестьянам, а деньги, оставшиеся от продажи имущества, раздал нищим. После этого он смог осуществить свою давнюю мечту – отправиться путешествовать по святым местам.

Известно, что это паломничество блаженного Павла продлилось 10 лет. За это время он смог посетить много святых обителей, в каждой из которых он оставлял значительные пожертвования. Особенно (и впоследствии) он любил посещать Соловецкий монастырь, Киево-Печерскую и Почаевскую обители. О последней он говорил так: «Кто в Киеве будет, а Почаев минует, тот и в Киеве не будет».

Вторая родина

В возрасте 35-ти лет Павел появляется в городе Таганроге и остается здесь уже навсегда. Долгое время он жил у людей, на разных квартирах. Последним его пристанищем стала квартира в Депальдовском (сейчас – Тургеневский) переулке, где он имел не просто свой угол-келию, но снимал целый домик. Одевался блаженный очень просто, носил крестьянскую одежду и говорил на малороссийском языке, так что сложно было даже догадаться о его дворянском происхождении.

Павел любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он носил скамеечку и полотенце

От природы наделённый большой физической силой, Павел нанимался на поденные работы и трудился не жалея себя. Однако со звуком благовеста он сразу же оставлял всё и торопился в храм, не пропускал ни одной службы. Больше всего ему нравился Успенский собор, в который он приобрёл много икон, лампад и сделал ряд других пожертвований. Павел сам любил зажигать лампады и вытирать иконы – с собой он всегда носил маленькую скамеечку и белое полотенце. Рассказывали также, что когда к собору пристраивали приделы (в это время Павел был уже в преклонных летах), он сам носил наверх кирпичи, вдохновляя своим примером другим.

Однажды настоятель собора, который и так хорошо относился к блаженному, во время Великого входа на литургии увидел Павла в светлом сияющем облачении, как у архиерея. После этого он стал относиться к праведнику ещё лучше. Правда, не все из церковного причта так почитали старца – были у него и недоброжелатели.

Когда старец уже не работал, после службы он имел обычай заходить на базар. Павел неизменно ходил с палкой в руке и двумя холщовыми сумками за плечами. Торговцы старались зазвать его к себе, так как знали, что после этого торговля у них пойдёт успешно. Многие давали ему продукты в качестве милостыни, но блаженный не у всех её брал, а кого-то, к их великой скорби, отгонял даже палкой.

Келия и окружение старца

Когда старец Павел поселился в отдельном доме, некоторым людям он стал благословлять пожить с ним некоторое время, кто-то оставался и навсегда. Так постепенно вокруг него начала создаваться своя община. Старец отличался большой строгостью, не давал никому поблажки, особенно же он не любил непослушания. Однако когда к нему приходили посетители, их грехи он обличал оригинальным образом: в присутствии кого-либо из послушников он так называл эти грехи, словно бы они были свойственны этому послушнику. Последний лишь виновато пожимал плечами и просил прощения, но сам посетитель понимал, что так были обличены его собственные прегрешения, и уходил с духовной пользой.

Заботясь в основном о внутренней жизни, блаженный Павел весьма малое значение придавал чистоте в своей келье. Послушницам он благословлял убирать у него лишь раз в неделю – по субботам. Причём весь мусор он наказывал собирать в мешки, которые ещё три дня стояли в доме, а затем мусор сжигался. Выбрасывать его он не благословлял. Спал святой на узенькой скамеечке, которую ничем не застилал, а вместо подушки он подкладывал под голову что-нибудь из своей одежды. Спал очень мало, особенно ценил ночную молитву.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым

На стенах в келье старца было много икон, у которых всё время горели лампады, возле других на лавочках стояли кувшины с песком, в которых также непрестанно горело огромное количество свечей. Ещё в келье святого всегда стояло много мешков и корзин со всевозможной провизией, которую он раздавал нуждающимся посетителям.

Особенно благотворил блаженный Павел заключённым. Он каждую неделю присылал в тюрьму всевозможные продукты, интересовался о больных и усиленно им помогал. Когда же кто-либо из заключённых умирал, старец сам покупал гроб, одежду и всё необходимое для погребения. Благодаря его заботам все заключенные были похоронены по-христиански.

С юности полюбив подвиг , старец не оставлял его и в более зрелом возрасте. Обычно он брал с собой несколько послушниц, и вместе они отправлялись поклониться святым местам. При этом старец Павел большое значение придавал всем тяготам и трудностям, которые нужно было обязательно понести во время пути. Со временем, когда он сам уже не мог ходить в такие походы, святой любил благословлять в них своих послушниц, всегда помогая им в пути незримым образом.

Чудеса и предсказания

Многими духовными дарами был наделён от Бога Таганрогский старец Павел, или «Павло Павлович», как многие его называли. Был у него и дар прозорливости – многие слова блаженного впоследствии сбывались. Так, например, иеромонаху Дамиану (Касатосу), он предсказал, что тот со временем станет великим человеком, таким, «шо больший буть не може». Спустя много лет этот иеромонах действительно стал Иерусалимским Патриархом.

Когда молодая девушка Мария Величко пришла к старцу за благословением на замужество, он в ответ сказал ей то, чего Мария совершенно не ожидала услышать: «Ой, дивчино, и умрешь у мене...». И действительно, девушка осталась до конца своих дней жить у старца, вначале как его послушница, а затем, после смерти блаженного, возглавила его общину и сама прославилась как старица.

Иногда болезнь отступала после того, как старец поколотит больного палкой по больному месту

Другой человек пришёл просить у старца Павла благословения уйти в монастырь. Тот велел ему прежде залезть на печку и посидеть там. Так молодой человек провёл на горячей печи 12 дней, после чего, выдержав это испытание, был отпущен старцем в монастырь. Впоследствии он стал хорошим монахом на Афоне, где подвизался до конца своих дней.

Очень многих блаженный Павел Павлович исцелял, зачастую когда от пациента отказывались уже даже врачи. Иногда болезнь отступала после того, как старец сильно поколотит больного своей палкой по больному месту.

Один мужчина, у которого дома умирала жена, узнав о необычном чудотворце, поехал к нему издалека с последней надеждой. Однако как только он появился на пороге, сразу же получил палкой по голове от старца и услышал от него: «Чего приехал?! Твоя жена тебе дома уже вареников наварила». Ничего не поняв, мужчина отправился домой. Но ещё более он был удивлён, когда дома действительно застал здоровую жену, которая уже наготовила ему миску вареников. Как выяснилось, исцеление к ней пришло в тот самый момент, когда старец Павел ударил её мужа палкой по голове.

И подобных случаев, один невероятнее другого, было множество.

Кончина и прославление святого

Дни земной жизни старца подходили к концу. Известно, что незадолго до кончины блаженного посетил . Сохранившееся предание свидетельствует, что последний приветствовал Павла словами: «Здравствуй, столпе от земли до неба», – на что старец отвечал: «Здравствуй и ты, солнце от запада на восток».

Преставился блаженный Павел 23 марта 1879 года, незадолго до этого приобщившись Святых Христовых Тайн. В ту самую ночь, когда старец умер, известный Таганрогский протоиерей, который недолюбливал праведника при жизни, видел, как ангелы с радостными песнопениями несли на небо чью-то святую душу. На вопрос, чья это душа, он получил ответ: «Павла Павловича». После этого протоиерей горько раскаялся о своём плохом отношении к старцу.

Сама кончина Павла тоже ознаменовалась ещё одним чудом. Когда он преставился, многие видели, как по всему его телу прошла желтоватая тень, после чего само тело убелилось, как снег, на лице же новопреставленного сияла радость.

На ясном небе вдруг образовалась радуга; позже на том же месте из облаков сложился крест

Старец предсказывал, что в день его погребения будет очень много мух. Этим он хотел сказать, что попрощаться с ним придёт огромное количество людей – «как мух». И действительно, на погребении старца народу было столько, что многим пришлось стоять в очереди по несколько часов, чтобы подойти ко гробу и попрощаться с блаженным Павлом. Происходили здесь и многие случаи исцелений.

Старец Павел пользовался большим почитанием у людей ещё при жизни, однако по его преставлении число почитателей только увеличилось. Так сбылись ещё одни слова святого: «Хоть я и умру, а мое место не останется пустым… Мой куст никогда не будет пуст». Местом паломничества стала не только могилка старца, но и его келия, которая и до сих пор принимает много посетителей. Со временем на кладбище стараниями благотворителей и почитателей блаженного была построена часовня.

Долгожданное прославление старца Павла в лике местночтимых святых состоялось 20 июня 1999 года. В этот день его мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский храм Таганрога. «Понесли Павла на могилу, а с могилы – да в собор», – любил часто напевать перед смертью блаженный. Прославление блаженного также сопровождалось некоторыми чудесами: погожим днём на ясном небе вокруг солнца вдруг образовалась радуга; позже на том же месте, где проходили торжества, из облаков на небе сложился крест. Общецерковное прославление святого старца Павла состоялось в 2016-м году.

Наставления старца Павла Таганрогского

Блаженный Павел наставлял приходящих к нему многими советами, некоторые из которых дошли и до наших времён. Известно, что он очень высоко ценил дела милосердия и благотворительность, особенно касающуюся благоукрашения святых храмов. Настаивал, чтобы в домах верующих всегда было достаточно лампадного масла, свечей и ладана, чтобы у икон неизменно теплилась лампада. Учил чтить церковные праздники и воскресные дни, кроме них он также особенно почитал пятницу, советовал откладывать все суетные дела в этот день. Высоко превозносил подвиг паломничества, странничества Христа ради с несением всех тягот и лишений, с ним связанных.

Сохранились и другие наставления святого:

  • Молись крепко и настойчиво. Скверное чувство станет тебе подсказывать, что эта не искренняя, что полна сомнений, а ты все-таки молись; сделаешь что дурное, не падай духом и молись, ведь кто же тебе в этом помочь может? Какой человек? Никто, как Бог, и ты Ему молись, молись и всегда молись. У него и правда вечная, и сила несокрушимая!
  • Всегда молиться Богу. Искать утешение и наслаждение в молитве. Ради молитвы оставлять и сон, и еду. Молитвенное бодрствование считать самым благодатным временем .
  • Выше всех жертв почитать Бескровную Жертву, приносимую в храмах за грехи наши по установлению Господа нашего Иисуса Христа.
  • Возлюбить чистоту душевную паче телесной, стремиться к ней всеми силами души и поддерживать её неослабно добрыми делами, трудами и молитвами.
  • Будь добрым ревнителем Православия! От апостолов и доныне Церковь сия стоит и, несмотря на слабости и пастырей, и паствы, она свята и, кроме как в ней, нигде нет истины .

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один – праведный Павел Таганрогский. Таганрог - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника – константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи – обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе – чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь – доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле – крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок хлеба насущного.

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной молитвой очищая душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен – шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке – обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

На рубеже XX и XXI веков среди бесчисленного сонма православных святых появился ещё один - праведный Павел - небольшой приморский город, славу которому принесли родившиеся в нём политики, актёры и писатели - обрёл, наконец, своего Небесного покровителя, творящего о нём неусыпную молитву у Престола Всевышнего. Об этом угоднике Божьем наш рассказ.

Благочестивый отрок

Из дошедших до нас документов известно, что благочестивый старец Павел Таганрогский, снискавший неувядаемую славу своей постнической и молитвенной жизнью, родился в 1792 году в дворянской семье, проживавшей недалеко от Чернигова. Своё имя во святом крещении он получил в честь великого подвижника христианской церкви святителя Павла Исповедника - константинопольского архиепископа, принявшего в 350 году мученическую смерть в борьбе с ересью, господствовавшей тогда в Византии.

Родители Павла были людьми весьма обеспеченными. Они владели обширными земельными угодьями, на которых жили и трудились сотни принадлежавших им крепостных. Своего сына они желали видеть в будущем таким, каким подобало быть истинному дворянину екатерининской эпохи - обеспеченным, образованным и имеющим достойное положение в обществе.

Однако Господь совсем иное положил на сердце молодому человеку. С ранних лет будущий блаженный Павел Таганрогский шумному и разноголосому обществу своих сверстников предпочитал уединение и молитву, а светской литературе - чтение Священного Писания и житий святых. Но настоящей его страстью было слушать рассказы странников, оставивших родные дома и с посохом в руках путешествовавших по святым местам, коими столь богата была Русская земля.

Божьи странники

Надо заметить, что в православной Руси эта форма крайней религиозности была распространена во все времена. Испокон веков тысячи богомольцев, имея в котомке за спиной лишь краюху хлеба да сменные лапти, мерили шагами бескрайние российские дороги, направляясь из одной святой обители в другую.

В холод и зной, в дожди и метели гнала их вперёд неуёмная жажда поиска Бога и Его Правды. И не только по святой Руси пролегал их путь - доходили они в своих странствиях до пустынь египетских и стен священного града Иерусалима, где коленопреклоненно замирали перед Гробом Господним. А затем отправлялись назад в родную сторонушку, да не самолётами компании «Эль-Аль», а ноженьками своими, в обход двух морей, кормясь по дороге Христовым именем.

Исполнитель Божьей заповеди

Их-то рассказы и определили дальнейшую жизнь Павла. Когда исполнилось ему двадцать пять лет, что, по законам того времени, считалось совершеннолетием и давало право самостоятельно распоряжаться имуществом, отец выделил ему причитающуюся часть наследства.

Она включала в себя, кроме значительных земельных угодий и ожидающей его на банковском счету денежной суммы, триста крепостных крестьян, или, как тогда было принято говорить, «душ». Столь солидный капитал позволял молодому человеку вести широкую, подобающую его дворянскому происхождению, жизнь не только в России, но и в любой из европейских столиц.

Однако не о земных благах помышлял Павел. Помнил он слова Господа о том, сколь трудно богатому стяжать Царство Небесное, и что лишь продав имение своё и раздав всё нищим, можно войти в Горний мир. Павел Таганрогский не стал искать в тех словах иносказания, а выполнил завет Божий в буквальном смысле - крепостных крестьян отпустил на волю, выручку за проданную землицу и банковские накопления роздал нищим, а сам, благословясь у отца с матерью, отправился в странствия по святым местам.

Десять лет посвятил он странничеству. За давностью времён нет возможности узнать, где именно побывал за эти годы Павел Таганрогский. Житие святого, написанное через много лет после его блаженной кончины, оставляет сей вопрос без ответа. Но известно, что по завершении пути поселился он в приморском городе Таганроге, где, презрев своё дворянское происхождение, повёл простую и богоугодную жизнь, зарабатывая тяжёлым трудом кусок

На портовых причалах

В те годы основные средства к существованию жителям этого приморского города давал порт, принимавший множество торговых судов со всех концов мира. Вот на его-то причалах и проводил все дни святой праведник, тяжёлым трудом и непрестанной душу от всего страстного и греховного. Был он грузчиком, а вполне ли понятно современному человеку, что значило сие в те времена?

Основным товаром, перевозимым через Таганрогский порт, был хлеб. Прежде чем оказаться на столах румяными караваями, зерну предстояло проделать длинный путь в стандартных мешках, вес которых был строго установлен - шесть пудов, то есть девяносто шесть килограммов. Так было принято. Даже при заключении сделок купцы указывали в бумагах не общий вес покупаемого или продаваемого хлеба, а количество мешков.

Так вот, никакой погрузочной техники в те годы не было. Просто взваливал мужик на плечи 96-килограммовый мешок и нёс его по хлипким сходням на берег или с берега в судовой трюм. А потом бегом за следующим, да не мешкая, не то артельщик увидит и взыщет за нерадивость. И так весь день. Ну-ка, нынешние качки-бодибилдеры, призадумайтесь: надолго ль хватило бы ваших мускулов?

Вот так и трудился в течение многих лет будущий святой Павел Таганрогский. Вместе со всеми появлялся он на причалах в ранние часы, когда в утреннем тумане едва угадывались очертания судов, и покидал их уже под покровом ночи. Если становилось совсем невмоготу и темнело в глазах от смертельной усталости, творил мысленно молитву Иисусову, и Господь посылал силы своему смиренному рабу.

Таганрогское житьё раба Божьего Павла

Своего дома у Павла не было, потому снимал он жильё в разных концах Таганрога, но главным образом у добрых и благочестивых людей. Вначале довелось ему поселиться на северо-восточной окраине, в так называемой Касперовке - обширном районе, принадлежавшем некогда коменданту местной крепости генерал-лейтенанту И. П. Касперову. Затем перебрался на житьё в саму крепость, а затем на целых двадцать лет обосновался у многодетной вдовы Е. Н. Баевой, чей дом помещался на Банном спуске.

Избегая городского шума и суеты, Павел Таганрогский выбирал окраинные районы, и там, в патриархальной тиши деревянных домишек, всецело посвящал себя служению Богу. По воспоминаниям людей, встречавшихся с ним в те годы, комнаты праведника всегда были полны икон, перед которыми горели неугасимые лампады.

Поскольку работа в порту не позволяла ему в будние дни посещать церковь, он восполнял это долгими часами ночных бдений, в которые при свете свечи прочитывал бесконечные акафисты и каноны святым. В праздники же и выходные дни Павел не пропускал ни одной церковной службы, исправно выстаивая их и творя молитву.

Известно, что свет Божий не бывает потаенным, и вскоре жители окрестных домов обратили внимание на смиренного праведника, и в его одиноком жилище стали собираться люди, душами своими тянувшиеся к словам Христовой истины. А у Павла было что им сказать. Многое постиг он за годы странствий по святым местам, многое почерпнул и из Священного Писания, чтению которого предавался ежедневно.

Видя его праведную жизнь и переполняясь впечатлением от слышанных речей, люди начинали невольно задумываться о смысле собственной жизни и о том, в чём заключается их истинное предназначение. Перед ними начинали ясней вырисовываться картины Небесного отечества, дорогой в которое является их земная жизнь. Со временем авторитет Павла возрос настолько, что люди потянулись к нему за советами в делах житейских и утешениями в скорбях.

Монашествующий мирянин

Как охарактеризовать ту жизнь, которую вёл в те годы Павел Таганрогский? Не приняв монашеского пострига ни в одной из обителей, коих за годы странствий посетил немало, он, тем не менее, являл собой истинный образец благочестивого инока, в расцвете своих физических сил, а ему не было в те годы и сорока лет, оградившего себя от мирских соблазнов и страстей.

Есть такая форма служения Богу - добровольное монашество в миру. Это очень тяжкое испытания для человека, особенно если он не достиг ещё преклонных лет, и в нём не угасли позывы плоти. Иноки, проводящие свою жизнь за стенами святых обителей, хотя и подвержены тем же искушениям, но, по крайней мере, ограждены от ежедневного общения с миром и тех соблазнов, которые он в себе таит. Павел же не устрашился тягот избранного им пути и стойко понёс крест, ниспосланный ему Богом.

Подвиг старчества

Так, в неустанных трудах, молитвах и тесном общении со всеми, кто шёл к нему за духовным наставлением, прошли годы. Достигнув преклонных лет, Павел оставил работу в порту и поселился в Депальдовском переулке, в небольшом деревянном доме, принадлежавшем местному обывателю Ефиму Смирнову. Этот дом сохранился до наших дней. В нём создан своего рода мемориал святому, и каждый желающий может прийти туда, поклониться тому месту, где провёл свои последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский, чудеса которого снискали ему неумирающую славу.

Но прежде чем Господь призвал Своего угодника в Горний мир, праведному Павлу Таганрогскому предстояло ещё прославиться в качестве одного из наиболее почитаемых в народе старцев. Здесь требуется некоторое пояснение, так как в религиозном значении понятие «старец» не имеет никакого отношения к возрасту, и известны случаи, когда этого почётного звания удостаивались люди, отнюдь не старые по годам.

Старец - это прежде всего наставник, человек, которому Бог ниспослал дар мудрости и прозорливости. Его духовным очам дано видеть то, что сокрыто от глаз простых людей. Часто именно ему Господь открывает Свою волю. Нередко истинные старцы, наделенные даром чудотворения, способны исцелять недуги и ограждать от неминуемой опасности.

Именно поэтому к ним издревле шли люди, каждый со своими бедами и нуждами. Кто-то просил прозорливца заглянуть в будущее, подсказать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, кто-то искал избавления от телесной немощи, а кто-то жаждал молитв старца перед Господом о прощении его грехов.

Многие российские монастыри славились жившими в них старцами. Достаточно вспомнить с её плеядой святых отцов и знаменитое Дивеево - детище преподобного Серафима Саровского. Замечательный образ старца Засимы создан Фёдором Михайловичем Достоевским в его романе «Братья Карамазовы».

Жизнь на покое

Но вернёмся к благочестивому Павлу Таганрогскому. Оставить работу в порту его заставили преклонный возраст и неизменная его спутница - телесная немощь. Возможность же такую он получил благодаря добровольным пожертвованиям тех, кто обращался к нему за духовной помощью, так как к тому времени слава мудрого и прозорливого старца разошлась по всему краю.

Из воспоминаний близких ему людей известно, что праведный Павел Таганрогский, освобождённый, наконец, от забот о хлебе насущном, поднимался ещё затемно и с первыми ударами колокола отправлялся во храм Божий, где в течение дня не пропускал ни одной службы. Большим удовольствием для него было поправлять лампады, для чего при нём неизменно была маленькая скамеечка, и отирать иконы специально принесённым из дома полотенцем.

В промежутках между богослужениями блаженный Павел Таганрогский нередко отправлялся на базар, располагавшийся неподалёку от храма. Появляясь с холщовой сумой за плечами и проходя по рядам, он находил для всех слова наставления и утешения. Часто подходил к незнакомому человеку и, прочитав над ним короткую молитву, вдруг делал ему точное и меткое замечание по делу, о котором наверняка не мог быть осведомлён заранее.

Многие считали за честь одарить его чем-то из своего товара, но было замечено, что принимал он далеко не у всех. Иной раз не только не брал подносимое ему, но и замахивался на дарителя палкой. Как правило, вскоре выяснялось, что за тем, кто вызвал неожиданный гнев старца, водились какие-нибудь тёмные и грязные делишки.

Ночи же свои старец Павел Таганрогский, как и прежде, проводил во бдении и коленопреклоненных молитвах. Всех приходящих к нему он с жаром сердечным убеждал в необходимости неуклонного соблюдения постов, предписанных православной церковью, и благотворности установленного ею богослужебного чинопоследования. Свою любимую «Иисусову молитву» он творил непрестанно и учил этому других.

Дар чудотворной прозорливости

В последние годы жизни широкую известность получили чудеса прозорливости, которые являл старец Павел Таганрогский. Святой, по заявлениям современников, способен был внутренним взором видеть как прошедшую жизнь человека, так и будущую. Причём, не дожидаясь покаянного рассказа очередного паломника о своих грехах, он умел с истинно дворянским тактом - он же получил в своё время должное воспитание - укорить того, не оскорбив при этом его самолюбия.

Рассказывают, например, как однажды, когда его келья была полна народа, старец, не обращаясь ни к кому конкретно, стал вдруг с гневом говорить о чьих-то тяжких согрешениях, рисуя при этом конкретные обстоятельства происшедшего. Все восприняли это лишь как образную иллюстрацию его наставлений, но когда все вышли, один из присутствовавших задержался и, оставшись наедине со старцем, в покаянных слезах упал к его ногам. Всё рассказанное до мельчайших деталей соответствовало тому, что тяжким бременем лежало на сердце этого человека.

О способности Павла Таганрогского заглядывать в будущее свидетельствует следующий факт из его жизни. Сам он получал духовное окормление у иеромонаха близлежащего монастыря отца Дамиана (Касоти). Это был весьма набожный и смиренный человек, несклонный гнаться за мирской славой и почестями, за что его несказанно любил Павел Таганрогский.

Святой ему часто исповедовался и просил благословения во всех своих делах. И вот однажды, к великому изумлению своего духовного отца, он вдруг предсказал ему, что Господь вознесёт его на высоту, выше которой на свете ничего не бывает. Усомнился тогда служитель Божий, но… Это может показаться невероятным, однако скромный таганрогский монах Дамиан в 1879 году, уже после смерти своего духовного чада, стал патриархом святого града Иерусалима и обрёл право первым из жителей Земли принимать в свои руки сходящий на Пасху Благодатный Небесный Огонь… Что же может быть выше этого?

Кончина праведника и последующее прославление

Господь сподобил Своего верного раба дожить до глубокой старости. Сей бренный мир он оставил 10 марта 1879 года в возрасте восьмидесяти шести лет. Несмотря на то что его почитание не прекращалось и после смерти, прославление Павла Таганрогского в лике святых затянулось на сто двадцать лет. Известно, что вопрос о его канонизации был вынесен на рассмотрение Священного Синода ещё в предреволюционные годы, но дальнейшие роковые события, обрушившиеся на Россию, помешали довести дело до конца.

В годы тотального атеизма не прекращалось паломничество богомольных жителей города к одноэтажному деревянному дому в Тургеневском - бывшем Депальдовском - переулке, где провёл последние годы земной жизни и где преставился угодник Божий. Шли люди и к скромной часовне на Старом городском кладбище - месту упокоения его мощей. Официальная же канонизация старца Павла Таганрогского стала возможной лишь после того, как перестройка в корне изменила государственную политику в отношении церкви.

Вопрос, решению которого некогда помешала революция, был вновь вынесен на рассмотрение Синодальной комиссии. В результате принятого ею решения прославление Павла Таганрогского в лике святых Русской православной церкви состоялось в июне 1999 года. Торжественным крестным ходом его чудотворные мощи были перенесены из кладбищенской часовни в главный храм города - Свято-Никольский собор.

Знамение Божие в таганрогском небе

Во время этой церемонии многие вспоминали пророчество, которое незадолго до смерти оставил праведный старец, и которое было записано присутствовавшим при этом хозяином дома Ефимом Смирновым. Сквозь толщу лет, предвидя перенесение собственных мощей, святой изрёк: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в собор».

Повествуя об этом торжественном дне, нельзя не упомянуть события, свидетелем которого был весь Таганрог. Павел Таганрогский, мощи которого обрели, наконец, достойное их место упокоения, явил миру незабываемое чудо, подробно описанное в те дни большинством таганрогских газет и повергшее в недоумение атеистов.

Дело в том, что в то время, когда настоятель собора читал написанное ко дню канонизации житие новопрославленного Павла, в ясном и безоблачном небе вокруг солнца, стоявшего в этот час над куполами собора, вдруг появился яркий радужный круг. Это уникальное явления наблюдалось в течение часа и было воспринято присутствовавшими как некое знамение свыше.

Каково же было всеобщее изумление, когда, растаяв в небе, радужный круг уступил место облакам, сложившимся в виде креста. Скептики могут убедиться в достоверности всего изложенного выше, раскрыв номера «Таганрогской правды», «Молота», «Ветерана Дона» и ряда других газет, вышедших в Таганроге в последних числах июня 1999 года. Описание этого события свидетельствует о том, что старец Павел Таганрогский, чудеса которого при жизни снискали ему всенародную славу, не оставляет свой город и поныне.

Паломничество ко святому угоднику

Канонизация Павла Таганрогского способствовала ещё большей его известности среди православных россиян. Сегодня тысячи паломников из самых разных областей страны съезжаются в город для поклонения святыням, связанным с его именем. Их можно видеть и в Свято-Никольском соборе, где покоятся чудотворные мощи, и у часовни на Старом кладбище - месте его прежнего захоронения, и в Тургеневском переулке, где ныне восстановлена комната, или, как её называл старец, «келья», в которой провел последние годы жизни блаженный Павел Таганрогский. Фото этого дома приводится в конце статьи.

Милостью Божьей и заботой христолюбивых таганрогцев удалось сберечь подлинные вещи, которыми пользовался когда-то святой праведник. Их немного, так как жил он крайне скромно, довольствуясь лишь самым необходимым, но все они хранят в себе Благодать Божью, щедро ниспосланную Господом через величайшего Своего угодника, которым был святой Павел Таганрогский.

Чем помогает людям посещение его «кельи» и молитва, сотворенная в ней - о том неопровержимо свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и записи в особой книге, предназначенной для регистрации всех случаев проявления чудотворной силы святого. Как и в былые годы, люди обращаются к нему по самым различным поводам. Не счесть документально подтверждённых фактов исцелений больных и случаев, когда помогла избежать тяжких и, казалось бы, неотвратимых бед.

Православная церковь учит нас, что святым угодникам Божьим не дана власть самим творить чудеса, но, обретаясь у Престола Всевышнего, они имеют Благодать ходатайствовать перед Ним о тех, кто с верой и чистотой сердечной обращается к ним в своих молитвах. У людей же часто возникают самые различные обстоятельства, при которых они не в силах обойтись без Небесного заступничества, поэтому характер их просьб бывает весьма различен. Важно лишь, чтобы просимое не выходило за рамки христианской этики, и молящийся имел в сердце глубокую веру во всемогущество Божье. Произнесём же и мы с трепетом душевным: «Святый отче Павле, моли Бога о нас!»