Игра «Составление предложений. Дидактическая игра «Дополни предложение», Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ В вк дидактическая игра составь предложение

«ПИКТОГРАММЫ»

Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; .

Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.

Ход занятия

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

Игра «Прячем слова».

Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».

Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.

Игра «Ищем слова».

Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.

Игра «Составь предложение».

Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.

В заключение через 1-1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.

Занятие № 17.

«ПРОФЕССИИ»

Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.

Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.

Ход занятия

Игра-беседа «Кем я буду и каким?»

Примерные вопросы:

Зачем человеку нужна профессия?

Сколько профессий может освоить человек?

Какая профессия самая лучшая? Почему?

Кем вы станете, когда вырастете?

От чего зависит название профессии?

Игра «Назови профессию» (с предметными картинками по теме профессий).

Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:

Строит - строитель, учит - …?, водит - …? И т.д.

На пианино играет пианист, а на баяне - …? И т.д.

Управляет трактором тракторист, а танком - …? И т.д.

Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)

Динамическая пауза.

Работа со скороговоркой:

«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».

Имитация движений людей разных профессий.

Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Часы починит… (часовщик).

Погрузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всех знает - молодец!

В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»

Занятие № 18.

«СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; .

Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)

Игра «Бесконечное предложение» (работа со схемами предложений по сюжетной картинке).

Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.

Игра «Живые слова» (на речевом материале игры «Бесконечное предложение).

Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.

Игра «Путаница» (в кругу с мячом).

Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:

Огород, горох, на, вырос.

Бахча, арбузы, спеют, на.

Роща, вороны, в, каркают.

Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.

Рая, парта, за, сидеть.

Ира, марка, конверт, на, наклеивает.

Овраг, крапива, расти, много, в.

Крот, ворота, роет, у, земля.

Акробат, выступать, цирк, на, арена.

Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.

Занятие № 19.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.

Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка - рыба, самолёт - птица, дождь идёт - человек идёт), карандаши.

Ход занятия

Игра «Чей силуэт?» (с силуэтными картинками).

Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.

Игра «Живое-неживое» (с предметными картинками).

Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.

Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.

Динамическая пауза.

Игра «Летает - не летает».

Игра «Кто или что?» (в кругу с мячом).

Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.

Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)

Занятие № 20.

«СЛОВА-АНТОНИМЫ»

Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; , воображение.

Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Ход занятия

Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

И скажешь ты:

Скажу тебе

Ответишь ты:

(храбрец).

Ну, отвечай:

Игра «Наоборот».

Подобрать антонимы к словам:

Покупать - …,

Помнить - …,

Храбрость - …,

Высокий - …,

Знаменитый - …,

Гладкий - …,

Молодой - …,

Мягкий - …,

Грязно - … .

Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:

Слабый мороз - … …,

Трусливый богач - … …,

Тихий плач - … …,

Узкий выезд - … …,

Светлый верх - … …,

Тёмное прошлое - … …,

Радостная встреча - … …,

Добрый друг - … …,

Отдать много - … ….

Игра «Перевёртыши».

Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняя ездока.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь - из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик - овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Физкультминутка.

Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.

Ковру стать на детей.

Опустить руки вниз.

Поднять руки вверх.

Открыть глаза, закрыть глаза.

Не стучать ногами.

Не хлопать в ладоши.

Не прыгать на ковре.

Стульчикам сесть на детей.

Игра в паре «Задом наперёд».

Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Примерные пары предметных картинок:

гриб маленький - гриб большой;

мальчик едет на велосипеде - мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.

В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах - соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» - обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом - летит. Составили предложение - «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху - такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу - такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать - собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матреш ки , но шесть матреш ек . Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» - знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество



В подчинительной связи по типу примыкания зависимым выступа­ет неизменяемое слово. Учащиеся практически осваивают примыкание на примере наречий. Вначале усваиваются наречия, которые выражают пространственные отношения и отвечают на вопрос ГДЕ?: близко, вы­соко, справа, слева и т. п. Далее отрабатываются наречия, выражающие временные отношения и отвечающие на вопрос КОГДА?: вчера, сегодня и т. д. Последними актуализируются наречия образа действия, отвечающие на вопрос КАК?: быстро, тихо, медленно, громко, шумно, ловко, красиво, ровно, чисто, спокойно, дёшево, дорого, верхом, пешком, ползком, илагом, бегом и др.


УРОК 11

Тема: Распространение предложений обстоятельствами, выраженными

наречиями. Цели: Закрепить знания о связях глагола в предложении.

Тренировать учащихся в употреблении наречий при составлении

простых распространённых предложений.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Когда это бывает?».

Логопед загадывает загадки.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?

(весной)

Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает?

(летом)

Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает. Когда это бывает?

(осенью)

Снег на полях, Лёд на реках, Иней сверкает. Когда это бывает?

(зимой)

Игра «Нарядим игрушечную ёлку».

Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов ввер­ху, внизу, справа, слева, выше, ниже и др.


Игра «Когда?».

Дети катаются на санках и коньках.... Люди собирают урожай.... Дети лепят снежную бабу, играют в снежки.... Ученики готовятся к школе.... Дети собирают подснежники.... Дети готовят скворечни­ки.... Люди сажают овощи.... Дети собирают землянику....



Игра «Как?».

Дети распространяют предложения, используя слова для справок.

Образец: Птицы летают быстро и медленно, плавно, высоко или низко, красиво, ловко, охотно.

Птицы летают... Катя читает... Вова пишет... Папа уехал... Акула плавает...

Слова для справок: глубоко, быстро, ловко, громко, выразительно, тихо, охотно, чисто, красиво, аккуратно, утром, рано, надолго, летом, стремительно.

Игра «Составь предложение».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5, Рисунок 9 и Ри­сунок 10).

Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных кар­тинок» к Рисунку 5, Рисунку 9 и Рисунку 10) и дополняют следующие предложения:

Девочка рисует (ГДЕ?)... (дома).

Девочка рисует (КОГДА?)... (утром).

Девочка рисует (КАК?)... (быстро, красиво, охотно).

Бабушка вяжет (КОГДА?)... (вечером).

Бабушка вяжет (КАК?)... (ловко, аккуратно, стремительно).

Малыш строит (КОГДА?)... (днём).

Малыш строит (КАК?)... (медленно, увлечённо, тщательно).

7. Итог урока.

Составление рассказов

Чтобы речь была связной, учащиеся должны:

1) ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё
отношение к изложенному;

2) последовательно излагать события, устанавливать логические
связи между частями рассказа;

3) оформлять речь по грамматическим законам языка.


Из этого следует, что обучение связной речи поначалу должно стро­иться на темах, близких детям, и с опорой на их жизненный опыт. При этом важной остаётся задача научить детей видеть, наблюдать, сравни­вать и делать обобщения.

Поэтому мы предлагаем начинать обучение составлению рассказов на материале программы «Вместе - дружная семья», посвященной жизни ребёнка в семье.

Тема: Составление связного рассказа.

Цель: Научить учащихся подробно рассказывать о своей деятельности и

деятельности окружающих.

План и ход урока

Организационный момент.

Игра «Убираем логопедический кабинет».

Дети получают небольшие задания, составляют план их выполнения и рассказывают по нему.

Образцы:

Приведение доски в порядок

1. Намочить тряпку.

2. Убрать мел.

3. Вытереть доску.

4. Вымыть тряпку.

Приведение цветов в порядок

1. Намочить тряпку.

2. Стереть пыль с листьев.

3. Полить цветы.

4. Вытереть подоконник.

Уборка кабинета

1. Подмести комнату.

2. Вынести мусор.

3. Проветрить помещение.

Игра «Как обычно происходит?».

Дети рассказывают о своём режиме дня, о ежедневном приготовле­нии уроков и т. п.


Игра «Как прошло?».

Дети рассказывают о последних выходных, об интересной экскур­сии и т. д.

5. Игра «Составь рассказ».

Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 13, Рисунок 14). Дети составляют по рисункам предложения и рассказ.

Рисунок 13

(КТО?) Мама (ЧТО ДЕЛАЕТ?) режет.

Мама режет (ЧЕМ?) ножом.

(КАКАЯ?) Заботливая мама режет ножом.

Заботливая мама режет (КАКИМ?) острым ножом.

Заботливая мама режет острым ножом (ЧТО?) рыбу.

Заботливая мама режет острым ножом (КАКУЮ?) свежую рыбу.

(КТО?) Она (ЧТО ДЕЛАЕТ?) готовит.

Она готовит (ЧТО?) уху.

Она готовит (КАКУЮ?) вкусную уху.

Она готовит вкусную уху (ИЗ ЧЕГО?) из рыбы.

Она готовит вкусную уху (ИЗ КАКОЙ?) из свежей рыбы.

Рисунок 14

(КТО?) Папа (ЧТО ДЕЛАЕТ?) сидит.

Папа сидит (В ЧЁМ?) в кресле.

(КАКОЙ?) Усталый папа сидит в кресле.

Усталый папа сидит (В КАКОМ?) в удобном кресле.

(КТО?) Он (ЧТО ДЕЛАЕТ?) читает.

Он читает (ЧТО?) книгу.

Он читает (КАКУЮ?) интересную книгу.

ВЫВОД: Вся семья в сборе. Взрослые после работы занимаются при­вычными делами.

Игра «Конкурс чтецов».

Логопед: А что же делают дети в этой семье? Прочитайте стихи. Дети выразительно читают.

Маленькая Маня

Маленькая Маня маленькой лопаткой Весело вскопала маленькую грядку. Маленькое семя в землю посадила. Маленьким забором его огородила. Я подумал, глядя на её работу:


«Вырастет, наверно, маленькое что-то».

Но ошибся крепко я в своей догадке -

Великан-арбузище вырос там на грядке.

Хоть его растила маленькая Маня,

Но с большой заботой и большим вниманием.

Маленькая Маня без дела не сидела.

И она добилась всего, чего хотела.

(А. Дуйсенбиев)

Логопед: А старший брат Мани Володя - школьник. Вот какое со­чинение он написал о своей семье. Дети выразительно читают.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Логопед поочередно выставляет пары картинок. Дети составля-ют предложения с предлогами.

Моряк - корабль. (Моряк служит на корабле.)

Пограничник - собака.

Артиллерист - пушка.

Ракета - небо.

Танкист - танк.

Десантник - парашют.

Пехотинцы - поле.

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге.
Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой, Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Раз, два - дружно в ногу. Шагают.

Три, четыре - тверже шаг.


Рассказ логопеда о военных моржах

Многие из вас мечтают стать моряками и плавать на кораблях в дальние страны. Но просто моряков на корабле не бывает. Каж­дый из них имеет морскую профессию. Самый главный на кораб­ле - капитан. Он отвечает за жизнь моряков, за корабль, чтобы он не утонул, не сгорел, не сел на мель. И в самые опасные для корабля моменты капитан всегда находится на мостике. Капитан должен знать и уметь делать все, что знает и умеет делать любой из моряков. Рядом с капитаном стоит рулевой. Он управляет ко­раблем, ведет его по курсу. От штурмана капитан и рулевой узна­ют направление, по которому надо вести корабль. Штурман зара­нее выбирает самый короткий, удобный и безопасный путь и вы­черчивает его на штурманской карте. Без штурмана корабль может потерять дорогу и заблудиться.

В машинном отделении - огромные машины, трубы, клапа­ны, насосы, приборы. А хозяева тут матросы разных профессий - мотористы, электрики, механики. На самой «макушке» корабля, в радиорубке днем и ночью, в любую погоду несут вахту радисты. Они узнают обо всем, что произошло в мире, и сообщают об этом капитану. Два раза в час радисты прекращают свои переговоры и внимательно слушают: не подаст ли кто сигнал «SOS». На корабле служит боцман. Ему подчиняются все матросы. Он обучает моло­дых моряков морскому делу. Боцман должен хорошо разбираться и в технике. Он следит за чистотой, дисциплиной и порядком на корабле. На каждом корабле есть повар - кок. Он мастер на все руки. Может приготовить блюда из разных продукте».

Как вы думаете, кто самый главный на корабле?

А как вы считаете, какими должны быть воины Российской
армии? (Сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д.)

А в каких войсках хотели бы служить вы? Почему? {Расска­
зы детей.)

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить знания детей об армии, их представления детей о родах войск. Составить рассказ «В каких войсках хочу служить». II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа и со­
гласование их с прилагательными.

Например: военный парад - военные парады и т.д.

2. Подбор слов-антонимов.
Далеко - близко, высоко - ... ,
легкий - ... , медленный - ... ,
кривая - ... , толстая - ... ,
чистая - ... и т.д.


3. Дидактическая игра «Сосчитай».

Согласование числительных с существительными: ракета, са­молет, войско.

4. Дидактическая игра «Составь предложение».

Занятие 25. «Животные Севера»

Цели: уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные по­вадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суф­фиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - глобус, картин­ки с изображением животных Севера.

Ход занятия

Рассказ логопеда

Север - это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного прлюса находится океан, поэтому добраться до него мож­но на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают кли­матические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой, В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1-2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.

2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».

Кто это? Назовите внешние признаки.

Как передвигается? Чем питается?

Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мох­
натый и т.д.)

У медведя толстые лапы - ... , короткие уши - ... , длинная шерсть - ... , широкие лапы - ... .

Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы - ... , усы - ... когти - ... и т.д.

Среди хищных зверей Севера самым крупным является бе­
лый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него строй­
ное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Тол- "
стый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от пе­
реохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы, лап
покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не


скользит, взбирайсь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым сло­ем снега. В начале декабря 1 у медведицы рождаются медвежата. Пи­тается медведь рыбой, тюленями, моржами.

б) Вывешивается картинка «Морж».

Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, мор­
жонок).

Образование сложных прилагательных:

у моржа длинные усы - ..., толстая шея - ...,

широкие ласты - ... , длинные клыки - ....

У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Тол­
стая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цве­
та. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться
под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от
поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому
что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожно­
го жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют
хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасно­
сти. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный мор­
жонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки -
орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червя­
ми, рачками.

в) Вывешивается картинка «Тюлень».


Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них вере­
тенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени прово­
дят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Перед­
ние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде
тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они об­
наруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из
коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому
детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются вод­
ными организмами, рыбами.

г) Вывешивается картинка «Северный олень».

Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?
Чем питается?

Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя - Чьи рога? - Оленьи. Копыта - .... Морда - ... и т.д.


В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо при­
способлены к суровым условиям жизни. На голове - длинные рога,
тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от сту­
жи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это
им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они
сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детены­
ша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайни­
ком, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами,
побегами карликовых ив и берез.

д) Вывешивается картинка «Песец».

Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше.
Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щет­
кой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при пере­
движении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скры­
ваются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы
жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже
взрослых птиц - куропаток. Также на берегу питаются крабами,
морскими ежами. "

3. Итог занятия Материал для закрепления

I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как пере­
двигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные
Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить опи­
сательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: тюлень - тюлени - тюленей и т.д.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? - Длинноусый. У оленя длинные рога. - ... У медведя толстые лапы. - ... У песца острые зубы. - ...

3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? - Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? - ...

Хвост песца. Чей хвост? - ... Клыки моржа. Чьи клыки? - ... Ласты тюленя. Чьи ласты? - ...

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за,
из-за.

Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.


ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ

Тематический план

Цели: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Оборудование: демонстрационный материал - сюжетные кар­тинки и картинки из серии «Помощники».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

После какого времени года наступает весна?

Как называется первый месяц весны?

Какой праздник мы отмечаем в марте?

Чей это праздник?

Чтение стихотворения



Движения отжимания, стряхивания и развешивания.

Ребенку или детям, если работа проводится с группой ребят, предлагается три слова, не связанные между собой по смыслу, например «озеро», «карандаш», «медведь». Дается задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число и падеж этих слов, а также использовать другие слова). Надо предупредить ребят, что время выполнения задания ограничено - 10 минут при групповом занятии и 15-20 минут при индивидуальной форме занятия.

Ответы ребят могут быть банальными: «Медведь уронил в озеро карандаш», а могут быть и сложными, с введением новых объектов: «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил рыбу в озере». Ответы могут быть и по-настоящему творческими, интересными: «Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь».

Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

Если ребенок работает индивидуально, то кто-то из родителей тоже должен придумать предложения из данных слов и показать ребенку, какие еще могут быть связи между этими предметами. При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения. Следует обязательно поощрить ребят, придумавших самые оригинальные предложения. Но еще более важным является развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ нравится или не нравится, интересен или нет.

    река, ручка, собака;

    дерево, тигр, человек;

    мост, человек, тетрадь и др.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать вcе ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игры – тренинги для младших школьников.

Кто во что горазд

Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста. Она научит серьезно и ответственно относиться к роли лидера.

Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

«Мы пойдем гулять»

Игра, предназначенная для дошкольников и младших школьников, научит ребят убеждать других, а не навязывать собственное мнение.

Ведущий говорит: «Мы идем гулять в лес. Пусть каждый скажет своему соседу справа, что ему нужно взять с собой, и объяснит, почему именно эта вещь понадобится на лесной прогулке».

Когда играющие по очереди поговорят с соседом, ведущий объявляет, кого он возьмет на прогулку, а кого нет. Делает он это так: если играющий просто сообщает соседу, что нужно взять, но не может подробно объяснить причину, его на прогулку не берут.

Если же играющий старается убедить соседа в необходимости захватить тот или иной предмет и придумывает невероятные причины, приводит различные доводы, его непременно надо взять.

Лучше, если в то время, когда двое разговаривают, остальные будут их слушать и делать для себя выводы. Тогда тем, кого не взяли на прогулку, легче впоследствии исправиться.

«Военные действия»

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ребята делятся на две команды. В каждой должен быть «полководец», остальные – «воины». «Полководец» разрабатывает план «военных действий», а остальные должны ему подчиняться. Задача «полководца» – постараться так организовать свое «воинство», чтобы все члены команды четко выполняли его приказания. Он должен придумывать различные способы «нападения» на другую команду, достаточно интересные, и саму игру организовать весело и увлекательно. Если «полководец» не может повести за собой «воинов», его немедленно переизбирают. Обладателем лучших лидерских качеств в конце игры можно признать того «полководца», чья команда победила.

«Капитан»

Игра для детей младшего школьного возраста.

В начале игры выбирается ведущий – «капитан». Остальные игроки делятся на две команды. Первая команда – «матросы», а вторая – «пираты». «Капитан» отдает различные приказания, а «матросы» должны их выполнять, но только в том случае, если приказания четкие и ясные. Когда на «матросов» нападают «пираты», «капитан» должен продумать план «боя». В конце игры каждый из игроков дает свою оценку действиям «капитана» по пятибалльной системе.

Игра продолжается, но уже с другим «капитаном». Когда каждый попробует себя в роли «капитана», подводятся итоги. Победителем станет участник, набравший больше очков.

«На обидчивых воду возят»

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники второй команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает первая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни – относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» – театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было обижаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наиболее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подводит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут считать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.

Поиск «клада»

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.

Сюрприз

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

«Таланты и поклонники»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым.

Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора – призом или грамотой.

«Талантливый собеседник»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Дети часто испытывают комплексы при общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.

Участники игры делятся на пары. Один из пары начинает разговор, а задача второго – поддерживать беседу. Ведущий предлагает каждой паре свою тему для разговора. Темы могут быть самыми разными, например о погоде, природе, школьных делах, обсуждение какого-то фильма, книги и так далее. Можно обсудить любую проблему, в том числе и выбор одежды на дискотеку или на день рождения.

Игра проходит следующим образом: сначала каждая пара как бы репетирует свой диалог. А потом должна показать свой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. Ведущий по согласованию со всеми присутствующими назначает определенное количество очков каждой паре. Затем игроки меняются. В игре нет победителей и побежденных, но игроки, набравшие максимальное количество очков, могут быть поощрены каким-то призом.