Конспект правление николая 1. Николай I и его внутренняя политика. Вопросы и задания к документам

Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

Внутренняя политика

Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

Внешняя политика

В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Задачи:

Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I , проверить знания студентов по теме «Движение декабристов».

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

Тип урока – комбинированный

Методы: информационный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал (тексты документов).

Ход урока.

    Организация начала урока.

Слайд 2

Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I .

    Актуализация знаний

    1. Индивидуальный опрос по вопросам:

Возникновение тайных обществ

Восстание декабристов

2.2. Фронтальный опрос по вопросам:

В чем причины зарождения движения декабристов?

Каковы их главные цели?

Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г?

Почему декабристы потерпели поражение?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3

Будущий император Николай I , третий сын императора и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.

СЛАЙД4

Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император ; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич.

Кумиром Николая I был . Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади, и прекратил беспорядки. Так же пресёк он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные всё той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.

Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

Слайд 5

Внутренняя политика Николая I

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

Слайд 6

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники". Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ "смотреть" за ним, "чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году" (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание "Уложения" - нового систематического свода законодательства, "с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства". Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств".

В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи", куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913 г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5 тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832 г. издан 15-томный "Свод законов Российской империи", заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839 - 1840 гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов "Свода военных постановлений", "Свод законов Великого княжества Финляндского", своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.

Слайд 7

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

Слайд 8

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга "с раздроблением семейств", а также "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах", призванный "исправить вредное начало" указа 1803 г. о "свободных хлебопашцах" отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил "навсегда неприкосновенной в руках дворянства", как гарантию "будущего спокойствия". Указ гласил: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может". Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях "обязанных крестьян" вводилось "сельское самоуправление", однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842 - 1858 гг. на положение "обязанных" было переведено всего лишь 27 173 души муж. пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.

Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки "инвентарей", т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847 г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилось.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Этот видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян. Взимание оброка с ревизской души сохранялось, но при этом учитывался уровень доходности крестьянского хозяйства с земли и неземледельческих промыслов.

Реформа в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчала земельную тесноту, способствовала развитию предпринимательства зажиточной части казенной деревни, но, с другой - она значительно усилила податной гнет и ввела мелочную чиновничью опеку над крестьянами. Государственная деревня Приуралья, Поволжья и Центральной России ответила на реформу массовыми выступлениями, в которых приняло участие свыше полумиллиона крестьян. На усмирение их были брошены крупные воинские силы, применявшие даже артиллерию.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Слайд 9

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок.

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

При Никоале I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы»

Просмотр видеофильма- слайд 10

Слайд 11

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С.С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I , что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти.

1848 - 1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили "постоянным" под председательством Д. П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: "Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными".

Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его "продолжать дело столь же успешно".

Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.

Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более "благонадежными"; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С. С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали "не на умствованиях, а на религиозных истинах". Знаменитый историк С. М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: "Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение".

Итоги внутренней политики Николая I . Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая I упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти XIX в. Недостаточная компетентность Николая I имела в данном случае отнюдь не решающее значение.

Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай I , естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Реальная же ситуация была далеко не блестящей. В 1842 г., например, во всех служебных местах империи было не закончено 300 тысяч дел, изложенных на 3 млн листов бумаги.

Попытка Николая I походить в управлении страной на Петра I не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай! не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок. Правда, для того чтобы это стало абсолютно ясно, понадобилась внешнеполитическая катастрофа, подчеркнувшая призрачность величия николаевского строя.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.

    Закрепление

    1. Фронтальный опрос:

В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I ?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права?

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Как развивалось образование при Николае I ?

В чем суть теории «официальной народности»?

3.2. Работа с документом «Из апологии Л.В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839-1856 гг, в защиту отечественных устоев»( см. приложение)

Вопросы к документу:

На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.

Как вы думаете, для чего автор документа написал его?

4. Задание на дом: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I .

Использованная литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История – учебник.М., 2012

Биография Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя и внешняя политика при Николае I

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

Внутренняя политика Николая 1

Царствование Николай I (1825-1855) историки назвали «апогеем самодержавия». При нем было создано Третье отделение личной канцелярии императора (1826), основная задача которого — политический сыск (глава III отделения и жандармов генерал А.Х. Бенкендорф).

1830-1831 гг. - начался подъем массового антифеодального движения - «Холерные бунты» . Проведена кодификация законов (1833) - упорядочение российского законодательства. Проведена реформа П.Д. Киселева (1837-1841) - управление государственными крестьянами: часть крестьян переселили в губернии, увеличив их земельные наделы. Указ об «обязанных крестьянах» (1842) запрещал продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определенный оброк (деньгами или продуктами).

Таблица «Николай I. Внутренняя политика»

Направления внутренней политики Мероприятия Результаты внутренней политики
1. Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация процесс, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением регламентации дея тельности) Усиление роли Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) канцелярии в политической системе страны Усиление надзора и контроля над всеми органами власти —> создание новых звеньев управления секрет ных комиссий и комитетов.

Охрана существующих порядков и пресечение любых попыток изменить самодержавный строй.

Борьба против злоупотреблений и защита слабых от притеснения сильных

3 июля 1826 г. - создание III отделения С. Е. И. В. канцелярии (численность - 32 человека) (глава - А. X. Бенкендорф) и корпуса жандармов [военизированного полицейского подразделения (с 1826 г.)] как органов политического сыска
Усиление милитаризации -> министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы
2. Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства 1826 г. - создание II отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - М. М. Сперанский) для кодификации законодательства Стабилизация самодержавной структуры власти.

Формирование в российском обществе правосознания

1830 г. - опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 г. по 1825 г.) в 45 томах
1833 г. - издание действующего Свода законов Российской империи в 15 томах
3. Разработка мер, направленных на решение крестьянского вопроса Создание секретных комитетов (около 10) по решению крестьянского вопроса Регламентация в определённой степени крепостного права -> упорядочивание системы отношений между помещиком и его крепостными.

Изменение характера крепостного права -> преобразование из фактического средневекового рабства в институт оплаты в виде части урожая, передаваемой землевладельцу

Создание условий для будущей отмены крепостного права.

Сокращение численности крепостных крестьян: с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 3445 % в 18571858 гг.

Улучшение положения государственных и крепостных крестьян

1827 г. - запрещение отдавать крепостных крестьян на заводы
1833 г. - запрещение продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги
1835 г. - создание V отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - министр государственных имуществ П. Д. Киселёв) для проведения реформы государственных крестьян
1837-1841 гг. - реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва
2 апреля 1842 г. - издание указа об «обязанных крестьянах» -> введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка)
1847-1848 гг. - инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии -> составление инвентарей - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам права выкупать себя на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам с согласия помещика права приобретать недвижимую собственность (незаселённые земли и строения) на своё имя
4. Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства Назначение на государственные посты представителей дворянства потомственные почётные граждане - дети личных дворян, церковнослужителей, крупные предприниматели, купцы 1-й гильдии, учёные, художники, интеллигенция;

Личные почётные граждане - низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования

Поддержка дворянства и защита его привилегий.

Стремление к укреплению дворянского сословия -> ограничение числа лиц, получавших через выслугу доступ в дворянское сословие.

Ограждение дворянства от наплыва в его среду недворянских элементов.

Смягчение контраста между «верхами» и «простым народом»

1828 г. - превращение гимназического образования в привилегию дворянского сословия и чиновничества
1831 г. - значительное повышение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях
1832 г. - введение двух новых привилегированных категорий горожан:
1845 г. - резкое повышение чинов, дававших дворянское звание -> усложнение получения личного и потомственного дворянства
1845 г. - издание указа об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) -> запрещение дробления дворянских имений между наследниками
5. Ликвидация бюджетного дефицита 1839-1843 гг. - проведение министром финансов Е. Ф. Канкриным финансовой реформы ->
введение в качестве основы денежного обращения серебряного рубля;
установление обязательного курса ассигнаций
Установление в России стабильной финансовой системы, сохранявшейся вплоть до начала Крымской войны.

Обеспечение относительно устойчивого денежного обращения

6. Совершенствование системы образования 1828 г. - принятие новых уставов гимназий и училищ: приходские училища - для крестьян; уездные училища - для горожан; гимназии - для дворян и чиновников Сословный характер образования -> разные ступени обучения предназначались для разных сословий.

Приоритет религиозному и нравственному воспитанию учащихся.

Преобразование формулы «православие, самодержавие и народность» в глав-ный принцип Николая I во внутренней политике

1833 г. - утверждение официальной идеологии самодержавия - теории официальной народности
1835 г. - принятие нового университетского устава -> ограничение автономии университетов
Рост числа учебных заведений -> гимназий стало больше почти в 2 раза
Упразднение в университетах «ненужных» кафедр - философии и политэкономии, открытие кафедр русской истории, всемирной истории, истории и литературы славянских народов
7. Контроль за печатью 1826 г. - издание цензурного «чугунного» устава запрещение печатать всё, что имело хоть какую-то политическую подоплёку Подавление проявления вольнодумства, реакция на яркость инакомыслия, попытка уничтожить его в зародыше -> очередной повод для вольнодумства
1828 г. - принятие цензурного устава, несколько смягчившего предыдущий -> создание множественной цензуры - рукопись книги или статьи в зависимости от содержания проходила цензуру различных ведомств
Преследование вольнодумцев -> закрытие журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Литературная газета», эмиграция А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, преследование публициста П. Я. Чаадаева
1848 г. - учреждение особого комитета для цензуры книг и периодики (глава - Д. П. Бутурлин) («бутурлинский комитет»)
8. Борьба с революционными настроениям Подавление Польского восстания 1830-1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского Превращение Польши в «неотъемлемую часть Российской империи», утратившей самостоятельность.

Демонстрация подданным намерения Николая I карать инакомыслящих

Преследование и ссылка петрашевцев - общее название членов кружка молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 г. - 1849 г.), руководимых М. В. Буташевичам-Петрашевским - чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849-1856 гг.)

Внешняя политика Николая 1

В области внешней политики Россия решала две проблемы : охрана Европы от революционной опасности и «восточный вопрос».

Решая первую задачу, Николай I отменил польскую конституцию 1815 г. В правление Николая 1 Россия получила прозвище «жандарма Европы».

Вторым и главным направлением внешней политики России стало решение «восточного вопроса» : возникших в XVIII - начале XX в. международных противоречий, связанных с началом распада Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европейских стран за раздел владений империи.

В результате Русско-иранской войны (1826-1828) по Туркманчайскому договору к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Армения).

В итоге Русско-турецкой войны (1828-1829) по Адрианопольскому договору Турция признала присоединение к России Грузии и Восточной Армении.

Конспект урока по Истории России «Николай I (1825-1855)».

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().