Николай 1 внутренняя политика. Конспект и презентация к уроку "Внутренняя политика Николая I методическая разработка по истории (8 класс) на тему. Реформы в экономике и социальной сфере

Конспект по истории России

Николай I (1825-1855 годы) , который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат . В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения . Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами . Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение . Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Тема урока: Внутренняя политика Николая I

Задачи:

Образовательные: познакомить с внутренней политикой Николая I , проверить знания студентов по теме «Движение декабристов».

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление, монологическую речь.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, познавательный интерес.

Тип урока – комбинированный

Методы: информационный, репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал (тексты документов).

Ход урока.

    Организация начала урока.

Слайд 2

Вступление на престол этого императора не предполагалось. Но волей судьбы он правил Россией 30 лет. Его внутренняя политика не была такой активной, как внешняя, но тем не менее, именно при нем завершился промышленный переворот в России. Тема нашего урока – Внутренняя политика Николая I .

    Актуализация знаний

    1. Индивидуальный опрос по вопросам:

Возникновение тайных обществ

Восстание декабристов

2.2. Фронтальный опрос по вопросам:

В чем причины зарождения движения декабристов?

Каковы их главные цели?

Почему восстание декабристов произошло 14 декабря 1825г?

Почему декабристы потерпели поражение?

3. Изучение нового материала.

Слайд 3

Будущий император Николай I , третий сын императора и императрицы Марии Федоровны, родился 6 июля (25 июня ст.ст.) 1796 года в Царском Селе (г. Пушкин).

В детстве Николай очень любил военные игрушки, а в 1799 году впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка, шефом которого числился с младенчества. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. Его готовили, прежде всего, к военной карьере.

Образование Николая было ограничено, главным образом, военными науками.

Тем не менее, император с юных лет неплохо рисовал, имел хороший художественный вкус, очень любил музыку, неплохо играл на флейте, был тонким ценителем оперного и балетного искусства.

СЛАЙД4

Женившись 1 июля 1817 года на дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III немецкой принцессе Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принявшей православие и ставшей великой княгиней Александрой Федоровной, Николай жил счастливой семейной жизнью. У императора было семеро детей: император ; великая княгиня Мария Николаевна, в замужестве герцогиня Лейхтенбергская; великая княгиня Ольга Николаевна, в замужестве королева Вюртембергская; великая княгиня Александра Николаевна, супруга принца Фридриха Гессен Кассельского; великий князь Константин Николаевич; великий князь Николай Николаевич; великий князь Михаил Николаевич.

Кумиром Николая I был . Крайне неприхотливый в быту, Николай, уже будучи императором, спал на жесткой походной кровати, укрываясь обычной шинелью, соблюдал умеренность в еде, предпочитая самую простую пищу, и почти не употреблял спиртного. Был очень дисциплинирован, работал по 18 часов в сутки.

Прекрасная память, помогавшая ему узнавать в лицо и помнить по имени даже простых солдат, снискала ему большую популярность в армии. Император отличался немалой личной храбростью. Когда в столице вспыхнул холерный бунт, 23 июня 1831 года он выехал в коляске к пятитысячной толпе, собравшейся на Сенной площади, и прекратил беспорядки. Так же пресёк он волнения и в Новгородских военных поселениях, вызванные всё той же холерой. Незаурядную смелость и решительность проявил император во время пожара Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.

Николай I скончался 2 марта (18 февраля по ст.ст.) 1855 года, по официальной версии - от простудной болезни. Похоронен в соборе Петропавловской крепости.

Слайд 5

Внутренняя политика Николая I

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Она возникла еще при Павле I в 1797 г. При Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. Николай I уже в первой год своего царствования существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего органа управления государством. Прежняя канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений. 31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного". 3 июля 1826 г. создано III отделение (высшая полиция). В 1828 г. к ним прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя), а в 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни учреждено V отделение. Наконец, в 1843 г. появилось VI, временное, отделение для управления присоединенными к России территориями Кавказа. Наибольшее значение имели II и III отделения императорской личной канцелярии.

Слайд 6

Еще в начале царствования Александра I действовала Комиссия для составления законов под руководством графа П. В. Завадовского. Однако ее 25-летняя деятельность оказалась бесплодной. Вместо нее было учреждено II отделение во главе с профессором права Петербургского университета М. А. Балугьянским. Практически всю работу по кодификации проводил М. М. Сперанский, определенный к нему в "помощники". Хотя Николай относится к Сперанскому сдержанно, даже с подозрением, но именно в нем видел единственного человека, который мог выполнить это важное дело, дав Балугьянскому наказ "смотреть" за ним, "чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году" (имелся в виду План преобразования России, составленный Сперанским).

Сперанский подал императору четыре записки со своими предложениями о составлении Свода законов. По плану Сперанского кодификация должна была пройти три этапа: на первом предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законы, начиная с "Уложения" царя Алексея Михайловича 1649 г. и до конца царствования Александра I; на втором издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке, без внесения каких-либо исправлений и дополнений; на третьем предусматривалось составление и издание "Уложения" - нового систематического свода законодательства, "с дополнениями и исправлениями, сообразно нравам, обычаям и действительным потребностям государства". Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств".

В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи", куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. Законодательные акты, изданные с 1825 по 1881 г., составили впоследствии второе, а с 1881 по 1913 г. - третье собрание. Все три собрания составили в общей сложности 133 тома, в них вошли 132,5 тыс. законодательных актов - важный источник по истории России за более чем два с половиной столетия.

В 1832 г. издан 15-томный "Свод законов Российской империи", заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства. Кроме того, в 1839 - 1840 гг. были изданы подготовленные Сперанским (уже после его смерти) 12 томов "Свода военных постановлений", "Свод законов Великого княжества Финляндского", своды законов для остзейских и западных губерний.

Кодификация законов при Николае I играла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма. Однако она не меняла ни политической, ни социальной структуры самодержавно-крепостнической России (да и не ставила этой цели), ни самой системы управления. Не устраняла она произвола, коррупции чиновников, которые именно в николаевское царствование достигли особого расцвета. Правительство видело пороки бюрократии, но искоренить их в условиях абсолютистского режима было не в состоянии.

Слайд 7

Печально знаменитую известность получила деятельность III отделения императорской канцелярии. При нем был учрежден корпус жандармов, состоявший сначала из 4, а позже из 6 тыс. человек. Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов. Вся Россия, за исключением Польши, Финляндии, области Войска Донского и Закавказья, была поделена сначала на 5, а позже на 8 жандармских округов во главе с жандармскими генералами. В губерниях жандармами командовали штаб-офицеры. Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Прерогативы его были поистине всеобъемлющи. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений по своему ведомству, перлюстрацией частных писем. III отделение имело свою сеть тайных агентов. В 40-х годах оно создает тайную агентуру за рубежом для слежки за политической русской эмиграцией.

III отделение было не только органом осведомления и борьбы с "крамолой". В круг его обязанностей также входили проверка деятельности госаппарата, центральной и местной администрации, выявление фактов произвола и коррупции и привлечение виновных к судебной ответственности, пресечение злоупотреблений при рекрутских наборах, защита невинно пострадавших вследствие незаконных судебных решений. Оно должно было следить за состоянием мест заключения, рассматривать поступавшие просьбы и жалобы населения.

Слайд 8

Крестьянский вопрос был одним из острейших в правительственной политике второй четверти XIX в. Само крестьянство напоминало об этом возраставшими с каждым десятилетием бунтами. "Крепостное право - пороховой погреб под государством", - писал в одном из своих годовых отчетов шеф жандармов А. Х. Бенкендорф и предлагал приступить к постепенной ликвидации крепостной зависимости крестьян: "Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа". Сам Николай I признавал, что "крепостное право - зло", и заявлял, что он "намерен вести процесс против рабства". Однако отменить крепостное право в данный момент он считал еще "большим злом". Опасность этой меры он видел в том, что уничтожение власти помещиков над крестьянами неизбежно затронет и самодержавие, опиравшееся на нее. Характерно заявление Николая I о помещиках как о своих "ста тысячах полицмейстерах", охраняющих "порядок" в деревне. Самодержавие боялось, что освобождение крестьян не пройдет мирно и будет сопровождаться народными волнениями. Оно чувствовало и сопротивление этой мере "справа" со стороны самих помещиков, не желавших поступиться своими правами и привилегиями. Поэтому в крестьянском вопросе оно ограничивалось паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I в общей сложности было создано 9 секретных комитетов. Правительство боялось открыто заявить о своих намерениях по этому крайне острому вопросу. От членов секретных комитетов даже бралась подписка о неразглашении тайны. Нарушившим ее грозило суровое наказание. Конкретные результаты деятельности секретных комитетов были весьма скромными: разрабатывались различные проекты и предположения, которые обычно ограничивались их обсуждением, издавались отдельные указы, которые, однако, нисколько не колебали основ крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни разных узаконений, касавшихся помещичьих крестьян. Указы были направлены лишь на некоторое смягчение крепостного права. Ввиду их необязательности для помещиков они либо оставались мертвой буквой, либо находили весьма ограниченное применение, ибо ставилась масса бюрократических преград к их реализации. Так, были изданы указы, запрещавшие продавать крестьян без земли или одну землю в населенном имении без крестьян, продавать крестьян с публичного торга "с раздроблением семейств", а также "удовлетворять казенные и частные долги", расплачиваясь за них крепостными крестьянами, переводить крестьян в категорию дворовых; но и эти указы, казалось, обязательные для помещиков, игнорировались ими.

2 апреля 1842 г. был издан указ об "обязанных крестьянах", призванный "исправить вредное начало" указа 1803 г. о "свободных хлебопашцах" отчуждение части земельной собственности помещиков (надельной крестьянской земли) в пользу крестьян. Николай I исходил из принципа незыблемости помещичьего землевладения. Земельную собственность помещиков он объявил "навсегда неприкосновенной в руках дворянства", как гарантию "будущего спокойствия". Указ гласил: "Вся без исключения земля принадлежит помещику; это вещь святая, и никто к ней прикасаться не может". Исходя из этого, указ предусматривал предоставление крестьянину личной свободы по воле помещика, а надел земли не в собственность, а в пользование, за что крестьянин был обязан (отсюда и название "обязанный крестьянин") выполнять по соглашению с помещиком по сути дела те же барщину и оброк, какие он нес ранее, но с условием, что помещик не мог впредь их увеличивать, равно как и сами наделы не мог отнять у крестьян и даже уменьшить. Никакой определенной нормы наделов и повинностей указ не устанавливал: все зависело от воли помещика, отпускавшего по этому указу на свободу своих крестьян. В селениях "обязанных крестьян" вводилось "сельское самоуправление", однако оно находилось под контролем помещика. Практического значения в разрешении крестьянского вопроса этот указ не имел. За 1842 - 1858 гг. на положение "обязанных" было переведено всего лишь 27 173 души муж. пола крестьян в семи помещичьих имениях. Такие скромные результаты были обусловлены не только противодействием помещиков, которые встретили указ в штыки, но и тем, что сами крестьяне не соглашались на столь невыгодные для себя условия, не дававшие им ни земли, ни подлинной свободы.

Смелее действовало правительство там, где его меры по крестьянскому вопросу не затрагивали интересов собственно русского дворянства, а именно в западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), где помещиками были преимущественно поляки. Здесь проявилось намерение правительства противопоставить националистическим устремлениям польской шляхетской фронды православное белорусское и украинское крестьянство. В 1844 г. в западных губерниях были созданы комитеты для выработки "инвентарей", т. е. описаний помещичьих имений с точной фиксацией крестьянских наделов и повинностей в пользу помещика, которые нельзя было впредь изменять. Инвентарная реформа с 1847 г. сначала стала проводиться в Правобережной Украине, а затем в Белоруссии. Она вызвала недовольство местных помещиков, выступавших против регламентации их прав, а также многочисленные волнения крестьян, положение которых нисколько не улучшилось.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Этот видный государственный деятель, некогда близкий друг декабристов, являлся сторонником умеренных реформ. Николай I называл его своим "начальником штаба по крестьянской части".

Государственная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ во главе с Киселевым. Для управления государственной деревней в губерниях были созданы палаты государственных имуществ, им подчинялись округа государственных имуществ, в которые входили от одного до нескольких уездов (в зависимости от численности в них государственных крестьян). Вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление, волостной суд, рассматривавший мелкие проступки и имущественные тяжбы крестьян. Взимание оброка с ревизской души сохранялось, но при этом учитывался уровень доходности крестьянского хозяйства с земли и неземледельческих промыслов.

Реформа в государственной деревне носила противоречивый характер. С одной стороны, она несколько смягчала земельную тесноту, способствовала развитию предпринимательства зажиточной части казенной деревни, но, с другой - она значительно усилила податной гнет и ввела мелочную чиновничью опеку над крестьянами. Государственная деревня Приуралья, Поволжья и Центральной России ответила на реформу массовыми выступлениями, в которых приняло участие свыше полумиллиона крестьян. На усмирение их были брошены крупные воинские силы, применявшие даже артиллерию.

В целом меры правительства в разрешении крестьянского вопроса в царствование Николая I дали ничтожные результаты. Положение как помещичьих, так и других категорий крестьян не улучшилось, зато было много сделано для сохранения власти и привилегий помещиков. Только потрясения Крымской войны заставили самодержавие всерьез заняться подготовкой отмены крепостного права.

Слайд 9

В сфере экономической политики правительство оказалось более последовательным и шло значительно дальше, нежели в вопросах политики социальной. Сами процессы экономического развития страны заставляли покровительствовать промышленности, сельскохозяйственному предпринимательству, торговле, т. е. в конечном счете способствовать развитию буржуазных отношений. Более того, самодержавие не без успеха использовало новые явления в экономике в своих интересах. Военные затраты и расходы на растущий бюрократический аппарат требовали новых источников денежных поступлений. Отсюда проведение поощрительных мер для предпринимателей: принятие покровительственных тарифов, поощрение деятельности сельскохозяйственных и промышленных обществ, организация выставок.

В 1839 - 1843 гг. министр финансов Е. Ф. Канкрин провел денежную реформу. До этого в России шел двойной денежный счет - на ассигнационные рубли и рубли серебром, при этом курс ассигнаций подвергался постоянным колебаниям. С 1839 г. вводился твердый кредитный рубль, приравненный к 1 руб. серебром. В течение последующих четырех лет удалось накопить для проведения реформы необходимый запас в золоте и серебре. Манифестом 1 июня 1843 г. начался обмен всех находившихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета 1 кредитный рубль за 3 руб. 50 коп. ассигнациями. Денежная реформа Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны.

При Никоале I в России завершался промышленный переворот. О строительстве железных дорог вы узнаете, просмотрев отрывок из документального фильма «Романовы»

Просмотр видеофильма- слайд 10

Слайд 11

При Николае I большое внимание уделялось профессиональному образованию. В Петербурге были открыты Технологический, Горный, Лесной, Межевой институты и др. В Москве действовали ремесленное училище и земледельческая школа. К началу правления Николая 1 в России было 49 гимназий, а к концу – 77.

Главное место в правительственной идеологии занимала «Теория официальной народности». Немалую роль в ее разработке сыграл граф С.С. Уваров. Он сумел доказать Николаю I , что науки при опоре на исконные русские начала – просвещение, самодержавие и народность – станут надежной опорой власти.

1848 - 1855 гг. ознаменованы резким усилением политической реакции в России. Современники назвали последние годы царствования Николая I "мрачным семилетием". Усиление реакции проявилось в первую очередь в карательных мерах в сфере просвещения и печати. С целью более эффективного надзора за периодической печатью 27 февраля 1848 г. был учрежден "временный" секретный комитет под председательством А. С. Меншикова. Через месяц его заменили "постоянным" под председательством Д. П. Бутурлина. Комитет призван был осуществлять негласный надзор за всеми материалами, уже прошедшими предварительную цензуру и появившимися в печати. Николай I поставил перед ним задачу: "Как самому мне некогда читать все произведения нашей литературы, то вы станете делать это за меня и доложите о ваших замечаниях, а потом мое уже дело будет расправляться с виновными".

Многочисленный штат чиновников бутурлинского комитета ежегодно просматривал тысячи названий книг и десятки тысяч номеров газет и журналов. Следили за содержанием даже губернских ведомостей - изданий официального характера. Комитет осуществлял также надзор и за деятельностью цензуры. Была введена цензура и на иностранную литературу, поступавшую в Россию, тщательно просматривались учебные руководства и программы, даже ежегодные отчеты ректоров университетов, публикуемые в печати. Император неоднократно высказывал свое удовлетворение работой Комитета и напутствовал его "продолжать дело столь же успешно".

Наступила эпоха "цензурного террора", когда подвергалась взысканиям даже благонамеренная газета Греча и Булгарина "Северная пчела". Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за повесть "Запутанное дело". И. С. Тургенева за похвальный некролог о Н. В. Гоголе в 1852 г. сначала посадили в полицейскую часть, затем сослали под надзор в его орловское имение. Даже у М. П. Погодина тогда возникла мысль о подаче адреса царю от имени литераторов с жалобой на излишние стеснения цензуры. Но коллеги по перу не поддержали его, испугавшись последствий.

Правительством были приняты меры для прекращения связей русских людей с Западной Европой. Иностранцам фактически запретили въезд в Россию, а русским - за границу (за исключением особых случаев с разрешения центральных властей). Начальству предоставлялось право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин увольнения; при этом не принимались во внимание жалобы увольняемых на произвол вышестоящих чиновников.

Суровым ограничениям подверглось высшее образование. Был сокращен контингент студентов (не более 300 человек для каждого университета), усилен надзор за студентами и профессорами; некоторых из них уволили и заменили более "благонадежными"; отменено преподавание государственного права и ненавистной для Николая I философии. Разнеслись слухи о закрытии университетов, что побудило С. С. Уварова выступить с благонамереннейшей статьей в их защиту. Статья вызвала гнев Николая I. Уваров был заменен на посту министра народного просвещения крайним мракобесом кн. П. А. Ширинским-Шихматовым, который потребовал от профессоров, чтобы они все выводы наук основывали "не на умствованиях, а на религиозных истинах". Знаменитый историк С. М. Соловьев писал в начале Крымской войны об этом времени, а точнее, безвременье: "Мы находились в тяжком смятении: с одной стороны, наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, и именно несчастная война, могли произвести спасительный переворот, остановить дальнейшее гниение".

Итоги внутренней политики Николая I . Бросается в глаза совершенно формальное отношение правительства и всего чиновничества к государственным делам. Ничего удивительного в этом нет. Министры, бюрократия рассматривались лишь как исполнители верховной воли. Зачастую Николая I упрекают за нерасположенность к переменам. Беда же заключалась в обратном, император брался за многие нововведения, не вникая в их суть, и старался лично, но лишь формально руководить каждым из них. В этом стремлении самодержца, даже при его прекрасной памяти и огромной работоспособности, таилась слабость государственного управления во второй четверти XIX в. Недостаточная компетентность Николая I имела в данном случае отнюдь не решающее значение.

Опасно было то, что чиновники, получая задания и оценку своей деятельности от монарха, оказывались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Подобная работа не требует ни особого профессионализма, ни заинтересованности в ней. Более того, оценка сделанного чиновником мало зависела от конечного результата его деятельности. Николай I , естественно, не мог проследить за ежедневной работой государственного аппарата, поэтому он был вынужден удовлетворяться докладами министров, отчетами ведомств и т. п. Все это приводило к припискам, грубому обману, фанфарности отчетов. Россией начинал править не только Зимний дворец, но и бюрократия, точнее, ее среднее звено, поскольку об истинном положении дел в стране знали не министры, а столоначальники. Безнаказанность и круговая порука еще больше развращали государственный аппарат.

Реальная же ситуация была далеко не блестящей. В 1842 г., например, во всех служебных местах империи было не закончено 300 тысяч дел, изложенных на 3 млн листов бумаги.

Попытка Николая I походить в управлении страной на Петра I не удалась. Николай Павлович не сумел поставить все сословия на службу России. В его намерение входило подчинить все сословия власти монарха и возглавляемого им государственного аппарата.

Вместо государства «общего блага» Россия превращалась в государство общего бесправия. Жизнь страны, пронизанная не столько направляющей идеей, сколько всепроникающим шпионством и доносительством, бюрократизировалась и формализовалась.

Руководствуясь лозунгом: «Мне нужны не умники, а верноподданные», Николай! не требовал от своих министров инициативы и профессионализма в делах, знакомства с передовыми идеями и т. п. В таких руках управление империей не могло не прийти в упадок. Правда, для того чтобы это стало абсолютно ясно, понадобилась внешнеполитическая катастрофа, подчеркнувшая призрачность величия николаевского строя.

Крепостничество давно ощущалось правящими кругами как главная угроза существующему строю. С другой стороны, крепостное право являлось основным связующим звеном всего российского государственного механизма. Неудивительно, что в подобных условиях попытки самодержавия отменить или изменить крепостное право выглядели нерешительными и половинчатыми, говорившими скорее о желании «облагородить» этот варварский институт, нежели расстаться с ним.

    Закрепление

    1. Фронтальный опрос:

В чем состояли причины преобразований, осуществленных при Николае I ?

Каково было отношение Николая I к крестьянскому вопросу? Какие меры были приняты для его решения?

Почему, несмотря на неограниченную власть императора, Николай I не мог решить крестьянский вопрос, хотя понимал пагубность сохранения крепостного права?

Какие реформы были осуществлены при Николае I в сфере финансов?

Как развивалось образование при Николае I ?

В чем суть теории «официальной народности»?

3.2. Работа с документом «Из апологии Л.В. Дубельта, управляющего III Отделением в 1839-1856 гг, в защиту отечественных устоев»( см. приложение)

Вопросы к документу:

На основании документа охарактеризуйте аргументы в пользу теории «официальной народности», которые высказывали ее сторонники.

Как вы думаете, для чего автор документа написал его?

4. Задание на дом: параграф 55, используя дополнительную литературу, написать биографический очерк об одном из государственных деятелей времен Николая I .

Использованная литература:

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История – учебник.М., 2012

Биография Николая I

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя и внешняя политика при Николае I

Внутренняя политика Николая 1

Царствование Николай I (1825-1855) историки назвали «апогеем самодержавия». При нем было создано Третье отделение личной канцелярии императора (1826), основная задача которого — политический сыск (глава III отделения и жандармов генерал А.Х. Бенкендорф).

1830-1831 гг. - начался подъем массового антифеодального движения - «Холерные бунты» . Проведена кодификация законов (1833) - упорядочение российского законодательства. Проведена реформа П.Д. Киселева (1837-1841) - управление государственными крестьянами: часть крестьян переселили в губернии, увеличив их земельные наделы. Указ об «обязанных крестьянах» (1842) запрещал продавать крестьян по долгам помещиков отдельно от семей. Помещик мог освободить крестьян, наделить их землей и получать за это с них определенный оброк (деньгами или продуктами).

Таблица «Николай I. Внутренняя политика»

Направления внутренней политики Мероприятия Результаты внутренней политики
1. Дальнейшее укрепление аппарата управления (бюрократизация процесс, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением регламентации дея тельности) Усиление роли Собственной Его Императорского Величества (С.Е.И.В.) канцелярии в политической системе страны Усиление надзора и контроля над всеми органами власти —> создание новых звеньев управления секрет ных комиссий и комитетов.

Охрана существующих порядков и пресечение любых попыток изменить самодержавный строй.

Борьба против злоупотреблений и защита слабых от притеснения сильных

3 июля 1826 г. - создание III отделения С. Е. И. В. канцелярии (численность - 32 человека) (глава - А. X. Бенкендорф) и корпуса жандармов [военизированного полицейского подразделения (с 1826 г.)] как органов политического сыска
Усиление милитаризации -> министрами, крупными руководителями часто становились армейские генералы
2. Кодификация (систематизация юридических норм) российского законодательства 1826 г. - создание II отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - М. М. Сперанский) для кодификации законодательства Стабилизация самодержавной структуры власти.

Формирование в российском обществе правосознания

1830 г. - опубликование Полного собрания законов Российской империи (с 1649 г. по 1825 г.) в 45 томах
1833 г. - издание действующего Свода законов Российской империи в 15 томах
3. Разработка мер, направленных на решение крестьянского вопроса Создание секретных комитетов (около 10) по решению крестьянского вопроса Регламентация в определённой степени крепостного права -> упорядочивание системы отношений между помещиком и его крепостными.

Изменение характера крепостного права -> преобразование из фактического средневекового рабства в институт оплаты в виде части урожая, передаваемой землевладельцу

Создание условий для будущей отмены крепостного права.

Сокращение численности крепостных крестьян: с 57-58 % в 1811-1817 гг. до 3445 % в 18571858 гг.

Улучшение положения государственных и крепостных крестьян

1827 г. - запрещение отдавать крепостных крестьян на заводы
1833 г. - запрещение продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семей, дарить их или платить ими долги
1835 г. - создание V отделения С. Е. И. В. канцелярии (глава - министр государственных имуществ П. Д. Киселёв) для проведения реформы государственных крестьян
1837-1841 гг. - реформа в государственной деревне П. Д. Киселёва
2 апреля 1842 г. - издание указа об «обязанных крестьянах» -> введение права помещиков добровольно прекращать личную крепостную зависимость крестьян и предоставлять им наделы в наследственное пользование в обмен на сохранение крестьянских повинностей (барщины и оброка)
1847-1848 гг. - инвентарная реформа в Правобережной Украине и Белоруссии -> составление инвентарей - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам права выкупать себя на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги
1848 г. - предоставление крепостным крестьянам с согласия помещика права приобретать недвижимую собственность (незаселённые земли и строения) на своё имя
4. Дальнейшее укрепление социально-экономического и политического положения дворянства Назначение на государственные посты представителей дворянства потомственные почётные граждане - дети личных дворян, церковнослужителей, крупные предприниматели, купцы 1-й гильдии, учёные, художники, интеллигенция;

Личные почётные граждане - низшие гражданские чиновники, люди с высшим образованием, дети церковных служащих без образования

Поддержка дворянства и защита его привилегий.

Стремление к укреплению дворянского сословия -> ограничение числа лиц, получавших через выслугу доступ в дворянское сословие.

Ограждение дворянства от наплыва в его среду недворянских элементов.

Смягчение контраста между «верхами» и «простым народом»

1828 г. - превращение гимназического образования в привилегию дворянского сословия и чиновничества
1831 г. - значительное повышение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях
1832 г. - введение двух новых привилегированных категорий горожан:
1845 г. - резкое повышение чинов, дававших дворянское звание -> усложнение получения личного и потомственного дворянства
1845 г. - издание указа об установлении майоратов (крупных наследственных дворянских владений) -> запрещение дробления дворянских имений между наследниками
5. Ликвидация бюджетного дефицита 1839-1843 гг. - проведение министром финансов Е. Ф. Канкриным финансовой реформы ->
введение в качестве основы денежного обращения серебряного рубля;
установление обязательного курса ассигнаций
Установление в России стабильной финансовой системы, сохранявшейся вплоть до начала Крымской войны.

Обеспечение относительно устойчивого денежного обращения

6. Совершенствование системы образования 1828 г. - принятие новых уставов гимназий и училищ: приходские училища - для крестьян; уездные училища - для горожан; гимназии - для дворян и чиновников Сословный характер образования -> разные ступени обучения предназначались для разных сословий.

Приоритет религиозному и нравственному воспитанию учащихся.

Преобразование формулы «православие, самодержавие и народность» в глав-ный принцип Николая I во внутренней политике

1833 г. - утверждение официальной идеологии самодержавия - теории официальной народности
1835 г. - принятие нового университетского устава -> ограничение автономии университетов
Рост числа учебных заведений -> гимназий стало больше почти в 2 раза
Упразднение в университетах «ненужных» кафедр - философии и политэкономии, открытие кафедр русской истории, всемирной истории, истории и литературы славянских народов
7. Контроль за печатью 1826 г. - издание цензурного «чугунного» устава запрещение печатать всё, что имело хоть какую-то политическую подоплёку Подавление проявления вольнодумства, реакция на яркость инакомыслия, попытка уничтожить его в зародыше -> очередной повод для вольнодумства
1828 г. - принятие цензурного устава, несколько смягчившего предыдущий -> создание множественной цензуры - рукопись книги или статьи в зависимости от содержания проходила цензуру различных ведомств
Преследование вольнодумцев -> закрытие журналов «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», «Литературная газета», эмиграция А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, преследование публициста П. Я. Чаадаева
1848 г. - учреждение особого комитета для цензуры книг и периодики (глава - Д. П. Бутурлин) («бутурлинский комитет»)
8. Борьба с революционными настроениям Подавление Польского восстания 1830-1831 гг. и отмена Конституции Царства Польского Превращение Польши в «неотъемлемую часть Российской империи», утратившей самостоятельность.

Демонстрация подданным намерения Николая I карать инакомыслящих

Преследование и ссылка петрашевцев - общее название членов кружка молодёжи в Санкт-Петербурге (конец 1844 г. - 1849 г.), руководимых М. В. Буташевичам-Петрашевским - чиновником Министерства иностранных дел, социалистом по убеждениям (1849-1856 гг.)

Внешняя политика Николая 1

В области внешней политики Россия решала две проблемы : охрана Европы от революционной опасности и «восточный вопрос».

Решая первую задачу, Николай I отменил польскую конституцию 1815 г. В правление Николая 1 Россия получила прозвище «жандарма Европы».

Вторым и главным направлением внешней политики России стало решение «восточного вопроса» : возникших в XVIII - начале XX в. международных противоречий, связанных с началом распада Османской империи, ростом национально-освободительного движения населявших ее народов и борьбой европейских стран за раздел владений империи.

В результате Русско-иранской войны (1826-1828) по Туркманчайскому договору к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства (Армения).

В итоге Русско-турецкой войны (1828-1829) по Адрианопольскому договору Турция признала присоединение к России Грузии и Восточной Армении.

Конспект урока по Истории России «Николай I (1825-1855)».

Правление Николая 1

Правление Николая 1 продолжалась с 14 декабря 1825 года по февраль 1855 года. У этого императора удивительная судьба, но примечателен факт того, что начало и окончание его правления характеризуются важными политическими событиями в стране. Так приход к власти Николая ознаменовался восстанием декабристов, а гибель императора пришлась на дни обороны Севастополя.

Начало правления

Говоря о личности Николая 1 важно понимать, что этого человека изначально на роль императора России никто не готовил. Это был третий сын Павла 1 (Александр - старший, Константин - средний и Николай - младший). Александр Первый умер 1 декабря 1825 года, не оставив после себя наследника. Поэтому власть по законам того времени приходила к среднему сыну Павла 1 - Константину. И 1 декабря правительство России присягнула ему на верность. В том числе присягу на верность приносил и сам Николай. Проблема заключалась в том, что Константин был женат на женщине не знатного рода, проживал в Польше и не стремился к престолу. Поэтому он передал полномочия на управление Николаю Первому. Тем не менее между этими событиями прошло 2 недели, в ходе которых Россия находилась фактически без власти.

Необходимо отметить основные особенности правления Николая 1, которые были характерны его чертами характера:

    Военное образование. Известно, что Николай плохо усваивал любые науки кроме военных. Его воспитателями были военные и практически всё его окружение были бывшими военнослужащими. Именно в этом нужно искать истоки того, что Николай 1 говорил "В России каждый должен служить", а также его любовь к мундиру, который он заставлял носить всех без исключения в стране.

    Восстание декабристов. Первый день власти нового императора ознаменовался крупным восстанием. Это показало основную угрозу, которые несли либеральные идеи для России. Поэтому основной задачей его правления была именно борьба с революцией.

    Отсутствие связи с западными странами. Если рассматривать историю России, начиная с эпохи Петра Великого, то при дворе всегда говорили на иностранных языках: на голландском, на английском, на французском, на немецком. Николай 1 - это прекратил. Теперь все разговоры велись исключительно на русском языке, люди носили традиционную русскую одежду, шла пропаганда традиционных русских ценностей и традиций.

Во многих учебниках истории говорится о том, что николаевская эпоха характеризуется реакционным правлением. Тем не менее управлять страной в тех условиях было очень сложно, поскольку вся Европа буквально погрязла в революциях, очаг который мог сместиться в сторону России. И с этим нужно было бороться. Второй важный момент - необходимость решение крестьянского вопроса, где сам император выступал за отмену крепостного права.

Изменения внутри страны

Николай 1 был военным человеком, поэтому его правление связано с попытками перенести армейские порядки и обычаи на повседневную жизнь и управление страной.

В армии четкий порядок и субординация. Здесь действуют законы и нет никаких противоречий. Здесь всё четко и понятно: одни приказывают, другие повинуются. И всё это для достижения единой цели. Именно поэтому мне так комфортно среди этих людей.

Николай Первый

Это фраза лучше всего подчеркивает то, в чем император видел в порядок. И именно этот порядок он стремился привнести во все органы государственной власти. Прежде всего в николаевскую эпоху произошло укрепление полицейской и бюрократической власти. По мнению императора это было необходимо для борьбы с революцией.

3 июля 1826 года было создано III отделение, которая выполняла функции высшей полиции. Фактически этот орган следил за порядком в стране. Данный факт интересен тем, что он существенно расширить полномочия обычных полицейских, наделив их практически неограниченной властью. Третье отделение насчитывал порядка 6000 человек, что было огромным количеством на тот момент. Они изучали общественное настроение, наблюдали за иностранными гражданами и организациями в России, собирали статистику, проверяли все частные письма и так далее. На втором этапе правления императора 3 отделение ещё больше расширила свои полномочия, создав сеть агентов для работы за рубежом.

Систематизация законов

Ещё в эпоху Александра в России начались попытки систематизации законов. Это было крайне необходимо, поскольку законов существовало огромное количество, многие из них противоречили друг другу, многие находились только в рукописной версии в архиве, и законы действовали ещё с 1649 года. Поэтому до николаевской эпохи судьи руководствовались больше не буквой закона, а скорее общими порядками и миропониманием. Для решения этой проблемы Николай 1 решил обратиться к Сперанскому, которого наделил полномочиями по систематизации законов Российской Империи.

Сперанский предлагал провести всю работу в три этапа:

    Собрать в хронологическом порядке все законы, изданные с 1649 года и до конца правления Александра 1.

    Создание нового "Уложения", которое должно было внести изменения в действующее законодательство согласно текущим потребностям государства.

Николай 1 был страшным противником нововведений (исключение только армия). Поэтому он позволил провести первые два этапа, категорически запретил проведение третьего.

Работа комиссии началась в 1828 году, а в 1832 году был издан 15 томный «Свод законов российской империи». Именно кодификация законов при эпохе правления Николая 1 к сыграла огромную роль для становления российского абсолютизма. Фактически страна кардинально не изменилась, но получила реальные структуры по качественному управлению.

Политика в отношении образования и просвещения

Николай полагал, что события 14 декабря 1825 года связаны с системой воспитания, которая была построена при Александре. Поэтому одним из первых распоряжений императора на своём посту случилось 18 августа 1827 года, в котором Николай потребовал пересмотреть уставы всех учебных заведений страны. В результате этого пересмотра поступать в высшие учебные заведения было запрещено любым крестьянам, была отменена философия как наука, усилился надзор за частными учебными заведениями. Контроль за данной работой исполнял Шишков, занимающий должность министра народного просвещения. Николай 1 абсолютно доверять этому человеку, поскольку их основные взгляды сходились. При этом достаточно рассмотреть всего одну фразу Шишкова, чтобы понять какая суть стояла за тогдашней системой образования.

Науки подобны соли. Они полезны и могут доставлять удовольствие только если преподносятся в умеренном количестве. Людей нужно обучать только такой грамоте, которая соответствует их положению в обществе. Образование всех без исключения людей принесет, без сомнения, больше вреда, чем пользы.

А.С. Шишков

Итогом этого этапа правления становится создание 3 типов учебных заведений:

    Для низших сословий вводилось одноклассное образование, на базе приходских школ. Людей учили только 4 действиям арифметики (сложение, вычитание, умножение, деление), чтению, письму, законам Божьим.

    Для средних сословий (купцы, мещане и так далее) трехклассное обучение. В качестве дополнительных предметов водилось геометрия, география и история.

    Для высших сословий вводилось семиклассное образование, получение которого гарантировало право поступления в университеты.

Решение крестьянского вопроса

Николай 1 часто говорил о том, что основная задача его правления это отмена крепостного права. Тем не менее непосредственно решить данную проблему он не смог. Здесь важно понимать, что император сталкивался с собственной элитой, которая была категорически против этого. Вопрос отмены крепостного права был крайне сложным и крайней острым. Достаточно только посмотреть на крестьянские восстания 19 века, чтобы понять, что они происходили буквально каждое десятилетие, причём сила их с каждым разом увеличивалось. Вот, например, что говорил начальник третьего отделения.

Крепостное право это пороховой заряд под зданием Российской Империи.

А.Х. Бенкендорф

Сам Николай Первый тоже понимал всю значимость данной проблемы.

Изменения лучше начать самостоятельно, постепенно, осторожно. Нужно начать хоть с чего-нибудь, поскольку в противном случае, мы дождемся когда изменения пойдут от самого народа.

Николай 1

Для решения крестьянских проблем был создан секретный комитет. Всего в николаевскую эпоху по данному вопросу собиралось 9 секретных комитетов. Наибольшие изменения коснулись исключительно государственных крестьян, причём эти изменения были поверхностными, и незначительными. Главная проблема наделение крестьян собственной землей и правом трудиться на себя решено не было. Всего же за время правления и работы 9 секретных комитетов были решены следующие проблемы крестьян:

    Крестьян запрещалось продавать

    Запрещалось разлучать семьи

    Крестьянам разрешалось покупать недвижимость

    Запрещалось отправлять стариков в Сибирь

Всего за время правления Николая 1 было принято около 100 указов, которые относились к решению крестьянского вопроса. Именно здесь нужно искать ту базу, которая привела к событиям 1861 года их отмены крепостного права.

Отношения с другими странами

Император Николай 1 свято чтил «Священный союз», договор, подписанный Александром 1, о помощи со стороны России странам, где начались восстания. Россия была европейским жандармом. По сути своей реализация «Священного союза» России ничего не давала. Россияне решали проблемы европейцев и ни с чем возвращались домой. В июле 1830 года российская армия готовилась к походу во Францию, где состоялась революция, но события в Польше сорвали этот поход. В Польше вспыхнуло крупное восстание, которое возглавил Чарторыйский. Николай 1 назначил командующим армией для похода на Польшу графа Паскевича, который в сентябре 1831 года разбил польские войска. Восстание было подавлено, а автономия самой Польши стала практически формальной.

В период с 1826 – 1828 гг. правления Николая Первого Россия была втянута в войну с Ираном. Ее причины заключались в том, что Иран был недоволен миром 1813 когда, когда они потеряли часть своей территории. Поэтому Иран решил воспользоваться восстанием в России, чтобы вернуть утерянное. Война началась для России внезапно, однако, к концу 1826 года российские войска полностью изгнали иранцев со своей территории, а в 1827 году русская армия перешла в наступление. Иран терпел поражение, под угрозой было существование страны. Русская армия расчистила себе путь к Тегерану. В 1828 году Иран предложил мир. Россия получила ханства Нахичеванские и Ереванское. Иран так же обязался выплатить России 20 миллионов рублей. Война для России была успешной, был завоеван выход в Каспийское море.

Едва закончилась война с Ираном, началась война с Турцией. Османская Империя, как и Иран, хотела воспользоваться видимой слабостью России и вернуть себе часть потерянных ранее земель. В результате в 1828 году началась русско-турецкая война. Продлилась она до 2 сентября 1829 года, когда был подписан Адрианопольский мирный договор. Турки потерпели жестокое поражение, которое стоило им их позиций на Балканах. Фактически этой войной император Николай 1 добился дипломатического подчинения Османской империи.

В 1849 году Европа полыхала в революционном огне. Император Николай 1, исполняя союзный дог, в 1849 году отправил армию в Венгрию, где в течение нескольких недель русская армия безоговорочно разбила революционные силы Венгрии и Австрии.

Большое внимание император Николай 1 уделял борьбе с революционерами, памятуя о событиях 1825 года. С этой целью он создал специальную канцелярию, которая подчинялась только императору и вела только деятельность против революционеров. Несмотря на все усилия императора, революционные кружки в России активно развивались.

Завершилось правление Николая 1 в 1855 году, когда Россия была втянута в новую войну, Крымскую, которая завершилась печально для нашего государства. Завершилась эта война уже после смерти Николая, когда страной правил его сын, Александр 2.

и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.

Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.

Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата Александра I , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.

Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.

В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.

Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.

Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло восстание декабристов . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».

Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.

Внутренняя политика

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.

Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.

Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

Внешняя политика

Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.

Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.

Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.

Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.

Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Итоги

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.

В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей